- - -
Как рассказывают историю детям в странах СНГ
LitForum - Беседы о литературе > Культура, Общество и Мы > Гуманитарные науки
префект
В теме предлагается сравнить школьные учебники истории в странах СНГ. Рекомендуется использовать для сравнения учебники одобренные органами по управлению образованием. Сведения из вузовских учебников и учебников не одобренных органами управления можно также приводить в этой теме - "вне конкурса".
Те кто желают принять участие в проекте, должны будут изложить как те или иные спорные моменты истории излагаются в учебнике (Самое лучшее прямо процитировать учебник, но подойдёт и подробное реферирование. Помните что интонации и прочие нюансы также важны).

Ряд спорных моментов истории в основном по России и Украине уже сформулирован. Если кто желает дополнить список или уточнить, то пусть пишет в этой теме. По итогам обсуждения, дополнения и уточнения будут в этот список внесены. Если возникнут вопросы, то прошу задавать их в этой теме.

1) Коллективизация. Причины, социальные и экономические последствия. Организаторы и исполнители. Голод в СССР начала 30-х гг. 20 в. Его проявления в отдельных республиках СССР.
2) Переяславская рада. Воссоединение или военный союз?
3) Разгром казачества. Батурин.
4) Революция 1917 и гражданская война. Украинская народная республика, Деникин, Директория (Петлюра). Еврейские погромы в Киеве. Махновщина, большевики (украинские и российские. их взаимоотношения). Гибель Щорса и других командующих украинской красной армией (петлюровцы или Троцкий?). Украинско-польская война 1918-1919 гг., советско-польская война 1920 г.
5) Вторая мировая. Раздел Польши. Освобождение Западной Украины (присоединение к Советской). Организация украинских националистов (Бандера). Советское партизанское движение (в первую очередь - Ковпак и Руднев, загадка смерти последнего). Польская армия "Крайова". Взаимный украинско-польский геноцид на Волыни. СС "Галичина". РОА Власова.
6) Послевоенный период 40-50-е годы. Партизанская война УПА (Украинской повстанческой армии). Репресии против Украинской греко-католической церкви.
7) "Подарок" Хрущева. Экономическая необходимость или волюнтаристское решение о передаче Крымской области и Севастополя?
8) Развод 1991. Проблема Черноморского флота. Раздел активов. Право приемственности СССР.
Возрождение УГКЦ, передел церковного имущества. Раскол Украинской православной церкви.
Случайно заглянувший
Префект, цель какова? Я в смысле какие учебники брать, ибо есть разные. Как и самостийно-уклоненные, где "Украина родина слонов, а украинцы первые люди на Земле, от которых пошли кляти ... (подставить нужное), а есть и вполне взвешенные.
префект
Цитата(Случайно заглянувший @ 16 March 2006, 14:46)
Префект, цель какова? Я в смысле какие учебники брать, ибо есть разные.

В первую очередь желательно брать ученики рекомендованные или одобренные министерством образования, ну или кто там у вас рекомендует литературу для школ?
Ron
Цитата(префект @ 16 March 2006, 14:48)
ну или кто там у вас рекомендует литературу для школ

Да, Министерство образования и науки Украины. Это называется "учебник с грифом МОНУ". Но, Вы бы только знали процедуру получения этого грифа. Субъективизм чистой воды. Я хочу сказать, что анализ учебников, рекомендованных министерством не даст представления о государственной политике в сфере изучения истории. ИМХО, такой политики просто нет.
префект
Цитата(Ron @ 17 March 2006, 17:15)
Я хочу сказать, что анализ учебников, рекомендованных министерством не даст представления о государственной политике в сфере изучения истории.

Вот и надо постараться выявить в этом субъективизме объективные закономерности. Вообще-то я рассчитывал, на то что такой критерий позволит отсечь совсем уж маргинальную литературу. Должны же чиновники отвечать, за то что рекомендуют. Если на Украине действительно бардак с грифами минобразования, тогда сведения об учебнике, следует дополнять сведениями о его тираже.
Витовт
Цитата
Но, Вы бы только знали процедуру получения этого грифа. Субъективизм чистой воды. Я хочу сказать, что анализ учебников, рекомендованных министерством не даст представления о государственной политике в сфере изучения истории.


Цитата
Если на Украине действительно бардак с грифами минобразования, тогда сведения об учебнике, следует дополнять сведениями о его тираже.


Как такового бардака не наблюдается и сопровождать сведениями о тираже нет нужды так как (я уже писал в теме про Россию-Украину) сейчас на каждый год обучения существует по одному учебнику истории Украины рекомедованому министерством. Для 10-11 классов это Новейшая история Украины пана Турченко, которого, можно сказать, похвалила форумчанка - его студентка.
Другое дело - процедура утверждения. Естественно, что отбор учебников субъективен, так его оценивает человек, а он а приори субъективен. Везде существует субъективизм, даже при установлении стандартов. Кто сказал, что стандарт метра в Париже должен быть стандартом для всех? А может я против smile.gif. Так и здесь. И при оценке школьного учебника в первую очередь роль будет играть статус автора.

С украинской стороны процесс застопорился на наших прелестных дамах, одна из которых была собственно инициатором сего действа, если я не ошибаюсь, и у которых имеются учебники упомянутого Турченко и одна дама имеет честь слушать его лекции в университете. Если дамы категорически не могут участвовать в этой теме и процесс действительно пойдет, то, наверное, нам со Случайно заглянувшим придется разориться на учебники Турченко, а кому-то еще на учебник для 7-го (если не ошибаюсь) класса по истории раннего периода.
Sloniara
А я вот в начале 90-ых узнал, что моя Родина Литва была оккупирована.......... biggrin.gif
Ну и вообщем довелось и по просоветским учебникам историю в школе учить, и по современным. Так то. Была ситуация когда тому же учителю в скажем в 89-90 готвечал по теме одно, а в 91-92 совсем другое...... в общем весело было.
Enky
Интересно, а эта затея еще жива в сердцах хотевших довести ее до конца?

Префект: Извините. У меня никак руки не доходят, чтобы набить в комп отрывки из учебника ну или съездить в магазин за сканером. Но я постараюсь собраться и сделать что обещал.

Как я понимаю, первый ход должны сделать товарищи не из России, так как российская версия событий во-многом повторяет советскую. За исключением вкраплений про "неблагодарность" бывших братских народов, и до большим количеством слов русский/русские/русская.

Sloniara
Цитата
Ну и вообщем довелось и по просоветским учебникам историю в школе учить, и по современным. Так то. Была ситуация когда тому же учителю в скажем в 89-90 готвечал по теме одно, а в 91-92 совсем другое...... в общем весело было.

А изменения стандартные? Ну типа злобные русские варвары подавляли/украли высочайшую культуру? Или есть что-то интересное?
Veta
Очень отличается изложение истории в школах от ранишнего.Тем,что идеалы которые пропагандировались раньшесейчас просто обс....ся и это не то,что некрасиво,это неправильно.Ведь история - это история,ее не изменить,но ее знать надо какой бы она не была,а сейчас многое замалчивается и осуждается,а раньше то как превозносилось!
Ахалай Махалай
Цитата(Veta @ 12 February 2007, 15:05)
Очень отличается изложение истории в школах от ранишнего.Тем,что идеалы которые пропагандировались раньшесейчас просто обс....ся и это не то,что некрасиво,это неправильно.Ведь история - это история,ее не изменить,но ее знать надо какой бы она не была,а сейчас многое замалчивается и осуждается,а раньше то как превозносилось!
*

Что неправильно ? Если история которую преподавали в совке была насквозь лживой (а она такой и была, когда дело касалось "славных деяний комуняк") то почему бы её не поменять на более менее правдивую ? Что тут такого неправильного ? И как можно "превозносить" то что превозносилось тогда когда вся история совка залита кровью и пронизана преступлениями, гораздо более ужасными чем в той же Германии ?
VaDeem
Цитата(Ахалай Махалай @ 20 March 2007, 20:39)
Цитата(Veta @ 12 February 2007, 15:05)
Очень отличается изложение истории в школах от ранишнего.Тем,что идеалы которые пропагандировались раньшесейчас просто обс....ся и это не то,что некрасиво,это неправильно.Ведь история - это история,ее не изменить,но ее знать надо какой бы она не была,а сейчас многое замалчивается и осуждается,а раньше то как превозносилось!
*

Что неправильно ? Если история которую преподавали в совке была насквозь лживой (а она такой и была, когда дело касалось "славных деяний комуняк") то почему бы её не поменять на более менее правдивую ? Что тут такого неправильного ? И как можно "превозносить" то что превозносилось тогда когда вся история совка залита кровью и пронизана преступлениями, гораздо более ужасными чем в той же Германии ?
*



Вот это правильно! Лживые истории всегда надо менять. Вопрос на чтО менять, и таки сильно я сомневаюсь, что современную "более-менее правдивую историю" не потребуется в будущем еще немного управдить. Я бы отделение на истфаках ввел - со специальностью "историк-управдитель". А на отделении ввел специализации для всех параллельно действующих сил - 1) "коммуняк" (читать вслух голосом Галкина, изображающего Новодворскую) 2) "демократов" (сойдет озвучка Геннадия Андреича) 3) "патриотов" (на выбор - голосами Лимонова или Баркашова) - там дополнитиельные спецкурсы еще будут по физкультуре и патриомоде.
Ахалай Махалай
Вполне естественно, что историю в бывших республиках будут преподносить "в национальных цветах". Так уж повелось. Слишком долго все сидели под Россиией, так что теперь будут "оттягиваться" на полную катушку.
хакен кройц
Правда такова что без угрозы внешней ассимиляции Германами или Славянами ни какой Латвии бы не было ,балтские племна обьединила неприятие более дальних русско немецких арийских родственников.Сам процесс консолидации это фашизм 30 х годов, с самоидентификацией у народа при царе ни как было ,делились по вероисповеданию.Языки русский и немецкий знали себя ни к тем ни другим не относили , говорили- латыши в Риге живут, книжки латышские читают , мы так себе местные.C беларусами похожая ситуация была, но БНР разогнали и народ так национально не определился как при фашистком режиме у соседей.
Может и с Украиной так же галичан с малоросами может обьеденить желание не быть поглощенными более агрессивными соседями.Не будь этого, передрались бы меж собой . Так уж повелось в истории - империи создаются негодями.
Войны типа гражданских как 30 летняя в Германии или англо шотланские бывают более разорительными чем внешняя окупация.Историю нельзя переписать, но кто знает не тронь Украину Россия , Речьпосполитая с Отоманцами может бились бы как немцы пока пруссаки австрияков вконец не победили.
Enky
Цитата
Войны типа гражданских как 30 летняя в Германии или англо шотланские бывают более разорительными чем внешняя окупация.Историю нельзя переписать, но кто знает не тронь Украину Россия , Речьпосполитая с Отоманцами может бились бы как немцы пока пруссаки австрияков вконец не победили.

Не думаю, после всех волнений со списками Украина не была надежным подспорьем, да никогда она особой важной роли в Польше не играла, за исключением самой западной части с городом Львовом в центре. Так прослойка между турками и татарами. Проблема Польши была в организации государственного управления. Что среднее между анархией и феодальной раздробленностю. Поэтому и неудивительно, что поляки оказались неконкурентспособны по отношению к России и Швеции. Все таки искать причины в шведской окупации Польши в оторжении Украины мне кажется неправильным.
Не захвати большую часть Польши Россия мы бы имели огромную нестабильную территорию. Ни одно другое государство кроме России не смогло бы наладить там стабильную жизнедеятельность. Шведов было мало и нафиг им это было не нужно. А Турция уже пережила пик своего развития.
хакен кройц
Польша да проиграла "либерал-демократия" абсолютным монархиямс, по всем пунктам.
По более свежим событиям не побились бы Микола питерский со своим дядей Билом берлинским Украина вряд ли бы состоялась в прошлом веке. Петлюра так и остался бы национально озабоченным журналистом , Бандера спокойно бы жил под австрияками, они национальных чувств так не оскорбляли как братья славяне.
И о том что если среди великоросов больше монархистов, то из трёх украинцев два обязательно хотят быть гэтьманами.И не будь внешней угрозы они могли бы долго помеж собою рубиться.
Герика
О да, наконец-то мне есть кому пожаловаться на некорректность моего учебника истории! rolleyes.gif

Авторы: О.В Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В. А. Рогожкин. "Россия и мир, 11 класс."

Параграф 30. СССР: От Сталина к началу дестанилизации.
Цитата
За годы войны люди оголодали, износили одежду и обувь. Многие были обуты в ватные куртки и военные шинели. Нужно было устраивать жизнь на развалинах и пепелищах, не надеясь напомощь тех близких, которые не вернулись домой с фронта. <...> Жизнь постепенно налаживалась. Появилась крыша над головой и кусок хлеба на столе.

Э-э, извините, это учебник истории или роман? Эти лирические отступления только сбивают с толку и мешают нормально готовиться к уроку.
Цитата
В социальной сфере немало было сделано для улучшения народного благосостояния. Широко развернулось строительство панельных и блочных жилых домов с малогабаритными, но отдельными квартирами для каждой семьи. <...> Но главной исторической заслугой Хрущева явился его доклад на ХХ съезде КПСС о культе личности Сталина.

Хе, все дела Никиты Сергеевича поблекли перед этим докладом, так получается?

И еще много веселых ахтунгов, если кому интересно, впишу еще. В теме, правда, обсуждается перевирание исторических фактов, но я считаю, что некорректность изложения информации тоже имеет значение.
хакен кройц
Герика, трудно всем угодить написав школьный учебник.Совершенно не цепляли ФИО даты рождения, погибели самодержцев и прочих полководцев и точные данные по колличеству истребленных и изувеченных ими людей.
То как люди жили на чём ездили, чем питались, какие фильмы или песни любили при Никите ( к примеру) тоже история.Вместо слов про обутых в куртки smile.gif можно было пару фотографий вставить.
Герика
Цитата
То как люди жили на чём ездили, чем питались, какие фильмы или песни любили при Никите ( к примеру) тоже история.

Это так, я согласна, но посмотрите на название параграфа... wink.gif
Герш/
А про причины поражений в 41-м что написано? Уничтожили укрепления и сами готовились напасть?
Ai_
Школьные учебники???
Никогда в жизни я не держал в руках ни одного нормального школьного учебника.
Везде ахинея и трудности с объяснением простых вещей, а иногда даже ошибки.
Учебник истории читался правда лекго, благодаря лирическим отступлениям, но после прочтения оставалось в голове так мало, потому как беден фактическим материалом был и много "воды" про ничто.
Каэтан
Нашел статью про учебник истории Кыргызстана - вот так вот у нас преподают историю.

В учебнике "История кыргызов и Кыргызстана", выпущенном бишкекским издательством "Илим" в 2000 году, весь материал о Великой Отечественной войне, которая длилась 1418 дней, уместился на 18 страницах. Большому коллективу авторов этого оказалось достаточно, чтобы рассказать учащимся вузов республики о подвиге народа, о том, как много дала Киргизия фронту. В учебнике же для школьников "История Кыргызстана: основные вехи от середины XIX века до наших дней", вышедшем под редакцией зав.кафедрой Аграрной академии, доктора исторических наук О.Дж. Осмонова в издательском центре министерства образования Киргизии в 2003 году, теме Великой Отечественной в разных параграфах отведено уже более 20 страниц. Между тем многие учителя и преподаватели истории школ и вузов Бишкека сетовали, что и тот и другой учебник изобилует погрешностями и неточностями, и поэтому сами учителя предпочитают читать предмет по старым, советским учебникам.

К примеру, если в первом учебнике говорится о 73 киргизстанцах, ставших в годы войны Героями Советского Союза, то во втором - уже о 76. Первый учебник упоминает о 150 тысячах награжденных орденами и медалями, второй только о 10 тысячах.

Учителя русскоязычных школ республики, преподающие историю по учебнику Осмонова, вынуждены объяснять школьникам, почему на страницах, где описано участие киргизстанцев на полях сражений, приведены портреты 6 героев Советского Союза - киргизов, и только один портрет и краткая биография русского героя, генерала Ивана Васильевича Панфилова, чья дивизия покрыла себя славой на подступах к Москве. Ведь на самом деле - факт, не публикуемый ни в одном учебнике истории, - из 73 героев киргизами были только 12.
Шерлок Холмс
Хоть это и не учебник истории, эту книгу должен прочитать каждый житель Туркменистана. Рухнама (за точность названия не отвечаю, пишу по памяти).
В обшем дядя разказывал, в этой книге, для тех кто не знает, её написал недавно скончавшийся президент Туркменистана Неязов, дается своя трактовка истории. Так вот там говорится, что Киев основали туркмены. Полный атас. К сожалению других фактов дядя не запомнил.
префект
"Вы хочите песен, их есть у меня"

Вот ссылка на текст Рухнамы:

http://www.ruhnama.info/ruhnama-ru/kitap-htm/s9.htm
Дiвчiна
История - служанка идеологии. Вы бы наши белорусские учебники почитали. (((
Я считаю, 1 одного учебника недостаточно, чтобы сформировать свое мнение об истории. Была бы учителем, советовала бы детям дополнительную литературу. Кому интересно, тот прочтет.
Urchin
Цитата(Дiвчiна @ 05 June 2007, 16:12)
Я считаю, 1 одного учебника недостаточно, чтобы сформировать свое мнение об истории. Была бы учителем, советовала бы детям дополнительную литературу. Кому интересно, тот прочтет.
*

Конечно недостаточно, кто бы спорил. У нас в школе (эх было времечко, аж biggrin.gif 4 года назад) учительница так и делала. Несмотря на то, что класс был "математический", эти "дополнительные-необязательные" были еще как обязательными, если хошь иметь что-нить выше тройки.
А в учебниках, как правильно сказал Ai_, воды было многовато, да и тексты чересчур на художественную литературу похожи. Только ближе к 10-11 классу, когда проходили конец 19-го - 20-й века, изложение стало посуше, поинформативней... Правда, за качество этой инфы я не ручаюсь, ибо знатоком истории себя не считаю... Но учительница, в целом, отзывалась неплохо. Вспомнить бы еще учебник, но столько времени прошло...
Zoulin
Цитата(Дiвчiна @ 05 June 2007, 16:12)
История - служанка идеологии. Вы бы наши белорусские учебники почитали. (((
Я считаю, 1 одного учебника недостаточно, чтобы сформировать свое мнение об истории. Была бы учителем, советовала бы детям дополнительную литературу. Кому интересно, тот прочтет.
*
А нельзя ли здесь привести примеры вопиющих неточностей в беларусских учебниках?
Просто интересно. smile.gif
хакен кройц
новости.ukranews.com

Кабинет Министров поручил Институту национальной памяти до 2009 года разработать новые учебники по истории Украины.

Об этом сказано в распоряжении Кабмина № 569-р от 2 апреля.

В частности, Кабмин считает целью разработки новых учебников содействие воспитанию молодого поколения в духе осознания своей национальной идентичности, уважения и любви к Родине.

Кроме этого, Кабмин поручил Институту национальной памяти разработать проект общегосударственной национально-культурной программы изучения Голодомора 1932-1933 годов в Украине и увековечения памяти его жертв на период до 2012 года.

Помимо этого, приоритетами деятельности Института национальной памяти в 2008 году утверждены: формирование и издание Национальной книги памяти "Голодомор 1932-1933 годов в Украине", проведение мероприятий по созданию надлежащих условий для функционирования Национального историко-мемориального заповедника "Быковнянские могилы".

Как сообщало агентство, вице-премьер-министр Иван Васюник призывает Институт национальной памяти ускорить сбор данных для Национальной книги памяти Голодомора 1932-33 годов.

24 октября 2007 года Кабмин назначил председателем наблюдательного совета Национального историко-мемориального заповедника "Быковнянские могилы" (Киевская область) исполняющего обязанности руководителя Украинского института национальной памяти Игоря Юхновского.

Президент Виктор Ющенко объявил 2008 годом памяти жертв Голодомора 1932-33 годов.

В 2006 Верховная Рада признала Голодомор 1932-33 годов геноцидом украинского народа.

25 ноября Украина чтит память жертв голодоморов и политических репрессий.

В результате Голодомора 1932-1933 годов, по различным оценкам, погибло от 3 до 7 млн. человек.
хакен кройц
Региональный вариант учебника" История Дона и Северного Кавказа до 1917"
Красивый сайт со множеством фотографий античных находок.
http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/Don_titl.htm
хакен кройц
^Про Рязанскую и Уральскую Украину слышал ( со сылками на источники) Какое государство в 13 ом веке можно назвать развитым Европейским "развитие" Византии?
Это простительные оговорки типа того что Россия выиграла Мировую Войну.
( РСФСР входившая в состав СССР)Свободная Россия имени тов. Власова проиграла, как и первую Россия тов. Керенского.
Rick Rypien
Цитата(Горджелин Снежный Маг @ 12 August 2008, 13:50)
А экономическими наверно названы налоги tongue.gif  laugh.gif  biggrin.gif .
Речь идёт о 14-16-ых веках.
*

ИМХО это барщина. "Второе издание крепостного права".
хакен кройц
Отношение как к быдло хамам и недоучкам было и до сих пор остаётся .
Примерно как у городских к селянам.

Интересно иногда ново русские (московские) актёры рассказывают как выдавливали из себя южно русский звук" H "заменяя его на общеимперский" G."Типа мы были такие тупые хамы говорили так, а теперь люди культурные столичные можем произносить этак.
Слово "украина "было в летописях. Прикольно когда потомки крепостных проданных в мало и новороссию возомнят себя потомками славного гуноказака Гасилы, если купятся.
Сломанный Кадык
хакен кройц
Казаки это кто такие? Вот помню нам в школе (в Новосибирске) рассказывали, что это беглые крепостные крестьяне. Опять обманули?
Герш/
Цитата
Казаки это кто такие? Вот помню нам в школе (в Новосибирске) рассказывали, что это беглые крепостные крестьяне. Опять обманули?

Ну и беглые крестьяне там тоже были. Вообще казаки-они сильно разные, слово много значений имеет. Например, в 16-17 веках кроме вольных казаков, были на Руси еще и городовые казаки- вид служилых людей. В Речи Посполитой "казацкие хоругви" на тот же период- это просто разновидность легкой конницы. В Смутное время и во время "казацкой войны" на Украине и в Белоруссии бывало, "показачивались" целыми деревнями. Скорее, вранье- попытки привязать всех казаков к бродникам или кому там еще- чтоб, значит, обосновать их расовое превосходство над унтерменшами-москалями.
хакен кройц
Цитата
Код
хакен кройц
Казаки это кто такие?

Пираты степей ,были среди них и мусульмане, разного этнического происхождения.
Внешне терские и кубанские отличаются от среднерусских крестьян. Ну и порода малопьющие не матерящиеся. Унтерменшей в казаки старались не брать .Порода сложилась и сегодня можно ещё почувствовать разницу.С сибирскими и уральскими не был знаком ,как бают те же отличия меньше пьют и более религиозны чем в русских сёлах.
Сломанный Кадык
Герш/ и хакен кройц
Спасибо, кое-что из того, что вы сказали не знал (или подзабылось), но я то имел ввиду "откуда они есть пошли", то есть взялись они откуда, всё-таки там же была, ну не знаю, основа (или как лучше сказать), т.е. изначально кто они были (в большинстве)?

хакен кройц
У моего друга дачный посёлок казаки охраняют smile.gif так там если ночью кто шумит, они приходят и морду бьют, без разговоров.
хакен кройц
Сломанный Кадык

Разной они масти - Унгерн чем не казак хоть и немецкий барон.Южане девок брали из татарок и горянок ,стало быть, в целом потемнее сибирских и уральских будут.

Казачьи сайты есть там ,кто про хазар или про скифов загнёт - гипотезы энто.


Англичане тоже были пороть горазды ,слышал после того как в Палестине евреи англ офицера выпороли и не слабее чем британцы местных пороли ,традиционный обычай отменили. smile.gif
Сломанный Кадык
хакен кройц
Унгерн фон Штернберг Роман Федорович — этот?

Короче я так понял не важно кто они по национальности, по происхождению изначально, а главно казак это призвание, так получается? ну типа нравится упырям всяким рожи бить, значит казак.
хакен кройц
Сломанный Кадык
Этот .
Раз казаки немца признали следовательно немец- казак .
Разный есть подход,некоторые ценят что их предки станицу основали, остальные самозванцы иногородние .(
Фиксировать национальность новое явление, казачье сословие древнее чем национальность.
Вопрос типа - негр может быть кавбойем ?
При этом известен кавбойский. фольк - сказки,песни музыка и "народная" одежда.
Казаки подошли ближе к понятию субэтнос чем кавбойи или техасцы ,но что то похожее в оппозиции казаки - москали, янки- техасцы присутствует.( имхо)
Seeker
<Задумчиво> По-моему, господа слишком отклонились от темы топика...
Сломанный Кадык
Seeker
<уверено и не задумываясь>неа не отклонились, нам в школе говорили, что казаки это беглые крепостные крестьяне (изначально) и баста, к.г., шаг влево шаг в право — побег. (хотя конечно давно это было)

хакен кройц
под происхождением я имел в виду социальное smile.gif а вот чтоб негр был кавбоем ohmy.gif это ж южные штаты, очень сомневаюсь.
хакен кройц
В школе или не в школе ,политики пытаются по своему использовать историю и этнографию. Вариант I-казаки=украинцы ,следовательно обоснованы Украинские претензии на Сибирь и Кубань.
Вариант II казаки=русские.
Социальное? Богдан Хмельницкий ни как не из беглых мужиков, скорее поверю в польскую версию из репресированного в Польше рода.
Герш/
Цитата
Унтерменшей в казаки старались не брать .

Занятно. А как тогда унтерменшей определяли? Арийская наука вроде еще не достигла должных высот.
Цитата
но я то имел ввиду "откуда они есть пошли", то есть взялись они откуда, всё-таки там же была, ну не знаю, основа (или как лучше сказать), т.е. изначально кто они были (в большинстве)?

Мое мнение- это дальнейшее развитие тренда русской "военной демократии"- с вечем-кругом, "порубкой" всего боеспособного населения, периодическими походами за добычей и т.п. Ближайшие предки- ушкуйники и прочие "судовые рати" с "ватаманами" во главе. С конца 15 века эту "мотопехоту" начали называть тюркским словом казаки, затем, соответственно, смысл значительно расширился. В тюркском "казак"- примерно можно перевести как "вольный боец". По мере того, как татарам поломали хребет, вся эта братия вольно расселилась вдоль рек в Диком поле. По мере расширения границ империи их сдвигали все дальше и дальше.
хакен кройц
Герш/
Как уланы или гренадёры в какой то степени элита - отборные.
Не знаю как ( где и когда)отбирали ,явно не по росту но фактически станичные оказались качественнее чем скажем деревенские.( по ряду показателей моральнее, способнее к самостоятельным решениям и т.п.)У деревенских крепостных отрицательный отбор был "лучших" нпр. в дворню или они сами переходили в другое сословие. + в тридцатые- пятидесятые способные бегать из деревни бежали. ( имхо)
Примерно это имел в виду в деревне отрицательная селекция у казаков отбор- не всех брали.
Интересную книжку Николая Ульянова "Украинский сепаратизм. В жёлто-голубом тумане"
мне рекомендовал Славен. Про генезис казачества забавно пишет,книжка идейная антиукраинская ,но автор материалом владеет.
Leman Russ
Если говорить по вопросу темы, то можно сказать, что историю в странах СНГ преподают препаршиво. Главная причина в том, что на волне развала Союза каждая страна начала в скором порядке клепать новые и новые учебники, отбрасывая в сторону старые и проверенные советские книги. А так как эти авторы неумело слизывали и переделывали то, что было написано в старых учебниках на свой лад, чтобы "не было похоже", то и результат - учебники гавно, а как следствие - образование ужасное. Короче, я за самоподготовку.
Никита Цурихин
Вынужден согласиться с Леманом Руссом, к глубокому моему сожалению. Но учебники сейчас не самого лучшего качества и преподают историю ужасно. Сам учусь по таким вот учебникам и иногда хочется повеситься, от написанного там бреда. А потому самоподготовка это единственный кашерный вариант. Иначе, историю знать ты будешь паршиво. А я считаю, что историю знать надо. Каждый уважающий себя человек должен, хотя бы на среднем уровне, знать то, что было до нас.
Ohona
как человек, меньше чем через полтора года заканчивающий школу, и отчаянно интересующийся прошлым, осмелюсь заявить: учебники - отстой, простите за сленг. И во все времена были такими. Историю пишут победившие, вталкивают в умы подрастающего поколения ту точку зрения и ту полуправду, которая им в принципе-то, выгодна. Поэтому для того, чтобы узнать что-то более приближенное к правде - надо покупать специальные книги, таких же историков-фанатиков своего дела, у которых глаза загораются при слове "правда" или просто - "история" biggrin.gif Поэтому мне, кстати, всегда хотелось пойти на историка-архивариуса... что б была возможность "докопаться"... проблема только в тому что ненавижу учить даты, и в том, что все равно в течении 5 лет как минимум придется зубрить то, что будут рассказывать, а не то, что откопаешь сам.
Тореас
Цитата(Ohona @ 24 January 2011, 5:38) *
Поэтому для того, чтобы узнать что-то более приближенное к правде - надо покупать специальные книги, таких же историков-фанатиков своего дела, у которых глаза загораются при слове "правда" или просто - "история" biggrin.gif

Можно поинтересоваться, о каких авторах идёт речь?
.
Форум IP.Board © 2001-2018 IPS, Inc.