- - -
Русское слово "pogrom"
LitForum - Беседы о литературе > Культура, Общество и Мы > Гуманитарные науки
Остап Оглоедов
Выборочно цитирую С. Г. Кара-Мурзу.

Цитата
Черносотенцы - бранная кличка, введенная их противниками сразу после организации в ноябре 1905 г. "Союза русского народа", хотя с чисто исторической точки зрения в ней ничего бранного нет. Спасать Москву от нашествия поляков и самозванцев шли вместе с Мининым и Пожарским именно черные сотни - объединения русских мастеровых людей. Поэтому кличка "черносотенцы" не вызвала особого раздражения у самих членов "Союза".

На деле речь идет о консервативном движении, которое противопоставило себя всем революционным течениям - как буржуазно-либеральным (кадеты), так и социалистическим. Черносотенство было политическим течением традиционалистов, которые выступали против революции, угрожающей именно российской цивилизации


Цитата
Рассмотрим миф о черносотенцах по частям.

1. Черносотенцы - объединение представителей маргинальных, темных и безкультурных слоев, почти городского дна ("подонки", или еще говорят "охотнорядцы", т. е. лавочники).

Умберто Эко в "Маятнике Фуко" пишет так о "Союзе русского народа": "В "Союз" вербовали уголовных преступников, а занимались они погромами и правотеррористскими покушениями". А Фролов трактует черносотенство как продукт "наиболее отсталых слоев крестьянства" - ядовитый цветок, выросший "на почве реального народного протеста против нечеловеческих условий своего существования". Б.С. Хорев назвал "Союз русского народа" группой, "сплетенной из богатеев и деклассированных громил".

Весь этот тезис ложен. В черносотенстве, в том числе в его высшем руководстве, приняли участие виднейшие деятели культуры России: филологи академики К.Я. Грот и А.И. Соболевский, историк академик Н.П. Лихачев, виднейший византист академик Н.П. Кондаков, ботаник академик В.Л. Комаров (позднее президент Академии наук), врач профессор С.С. Боткин, актриса М.Г. Савина, создатель оркестра народных инструментов В.В. Андреев, живописцы К. Маковский и Н. Рерих, книгоиздатель И.Д. Сытин. К черносотенцам были близки художники В.М. Васнецов и М.В. Нестеров. Как считал Лев Шестов, к черносотенству примкнул бы, будь он жив, Ф.М. Достоевский.

В черносотенстве принимали участие виднейшие представители аристократии, а также иерархи Церкви, в том числе причисленный к лику святых будущий патриарх Тихон и митрополит Антоний (прототип Алеши Карамазова). Наконец, членами "Союза русского народа" были 1500 рабочих Путиловского завода. Кто здесь "богатеи и громилы"? А. Фролов не раз поминает Ленина. Если уж на него ссылаться, то следует вспомнить и замечание Ленина о "мужицком демократизме черносотенства, самом грубом, но и самом глубоком".

2. Второй тезис мифа: черносотенцы устраивают еврейские погромы.

Снова вспомним слова С. Хорева: "Русский народ со стыдом и ужасом вспоминает разгул этой банды подонков-антисемитов. За 6 и 7 апреля 1903 г. в Кишиневе во время еврейских погромов убито до 500 человек". Спрашивается, таким образом "Союз русского народа", созданный в ноябре 1905 г. и до 1906 г. проводивший только закрытые собрания, не участвуя даже в устной агитации, может быть причастен к погрому в Кишиневе в апреле 1903 г.? Почему кишиневский погром должен вспоминать "со стыдом и ужасом" именно русский народ, если в погроме участвовали исключительно молдаване, а предводителем был представитель знатного молдавского рода Паволаки Крушеван?

Откуда следует, что во время погрома 1903 г. "убито до 500 человек"? Согласно официальному отчету прокурора А.И. Поллана (который, кстати, сочувствовал евреям), всего было убито 43 человека, из них 39 евреев. Ожесточенное побоище началось после того, как евреи применили огнестрельное оружие и убили троих погромщиков, в том числе одного ребенка. У погромщиков огнестрельного оружия не было.

Б.С. Хорев причисляет к еврейским погромам и побоища 18-29 октября 1905 г., хотя, как сам пишет, "толпы пьяных дебоширов, ведомых "черной сотней", громили евреев, русских, армян, азербайджанцев, рабочих и т. д. Только в ста городах убито четыре тысячи человек" Возникает вопрос: откуда следует, что пьяных дебоширов вела "черная сотня"? Согласно кадету В.П. Обнинскому, автору большого труда о тех событиях, в октябре 1905 г. "не существовало партий правее конституционно-демократической, и будущие кадры так называемых "монархических" организаций находились еще в распыленном состоянии". Как уже говорилось, "Союз русского народа" возник в ноябре, и после его образования в России было всего 3 погрома (в 1906 г.) - два в польских городах и один в латышском, где черносотенцы не имели никакого влияния.

Неверно, что во время октябрьских погромов 1905 г. убито 4 тысячи человек, как неверно и то, что это были еврейские погромы. Наиболее точные данные собрал историк черносотенства С.А. Степанов. Из них следует, что погибло 1622 человека, из них евреев 711 (43 процента); ранено 3544 человека, из них евреев 1207 (34 процента). В Киеве во время погрома убито 47 человек, из них евреев 12 (25 процентов). С.А. Степанов делает вывод: "Погромы не были направлены против представителей какой-нибудь конкретной нации".

3. Стало чуть ли не общепризаннным, что черносотенство - движение "антисемитов".

Тезис сложен, если учесть, что в числе организаторов и активных деятелей "Союза русского народа" были виднейшие представители еврейства. Известно, что основоположником черносотенства и редактором главной его газеты "Московские ведомости" был еврей В.А. Грингмут. Важную роль в руководстве играли и другие евреи, в частности близкий соратник П.А. Столыпина И.Я. Гурлянд. Они не были ни агентами, ни провокаторами. Это были виднейшие деятели еврейства, не порывавшие с ним связей, будучи при этом патриотами России.

В своем обличении "черносотенной, фашистской и тому подобной идеологической заразы" и в подтверждение антисемитизма консервативных движений в России А. Фролов приводит цитату Энгельса: "Если он (антисемитизм) оказывается возможным в какой-нибудь стране, то это лишь доказывает, что капитал там еще недостаточно развит". Имел ли место антисемитизм в Германии в начале 30-х годов? Да, имел. Можно ли сказать, что капитализм в Германии был неразвит? Нет, нельзя. Энгельс был не прав. Как же тогда понимать А. Фролова?

Ложен и его тезис о том, что черносотенству близко ("точный аналог") движение Баркашова. Тезис настолько очевидно ложный, что даже говорить о нем не следует. Вот если бы Керенский догадался создать свое маленькое "черносотенство", тогда у Баркашова был бы аналог.

4. От самых разных идеологов - от Умберто Эко и М. Девидоу до Б.С. Хорева и А. Фролова - мы слышим, что черносотенцы были террористами ("занимались они погромами и правотеррористскими покушениями").

Вот историк С.А. Степанов пишет в академическом журнале (в 1993 г.): "Что касается методов, которые применяли к своим противникам черносотенцы, то они являлись зеркальным отражением "революционного" терроризма крайне левых. С той, однако, разницей, что "союзники" опирались на поддержку всей военно-полицейской машины империи В составленном Главным советом "Союза" списке политических деятелей, подлежащих физическому устранению, фигурировали в основном кадеты. Черносотенные дружинники убили двух видных членов этой партии - М.Я. Герценштейна и Г.Б. Иоллоса".

Итак, "зеркальное отражение". Конечно, черносотенцы, в том числе евреи, выступали против революционеров, в том числе против евреев. Но посмотрите, насколько искажено наше историческое сознание. На деле революционные организации, самой активной из которых была терорристическая группа эсеров под руководством еврея Азефа, убили до 1917 г., по подсчетам американского историка А. Гейфман, 17 тысяч человек (возможно, это преувеличение, но это - данные явных ненавистников черносотенства). Черносотенцам же вменены в вину три убийства: кадета М.Я. Герценштейна в 1906 г. (авторство убийства точно не установлено), кадета Г.Б. Иоллоса (в 1907 г.) и трудовика А.Л. Караваева (в 1908 г.). Это - зеркальное отражение революционного террора? Бесполезно нам идти дальше по теме манипуляции сознанием, пока мы не покопаемся в себе и не поймем, как же мы в это могли верить.

Как С.А. Степанов, научный работник, может утверждать, что черносотенцы были такими же террористами, как революционеры, да к тому же вели террор при поддержке всей военно-полицейской машины империи (видимо, включая армию и военно-морской флот!). И где тот страшный "список политических деятелей, подлежащих "физическому устранению"? Да еще составленный Главным советом "Союза русского народа". Тут надо создавать комиссию под руководством А.Н. Яковлева - искать этот список, как "золото КПСС". Но не историку же такие вещи писать!

5. Общий тезис, в котором сходятся и ельцинисты, и некоторые идеологи оппозиции, гласит, что черносотенство - движение расистское, которое стало предшественником фашизма.

Читаем в книге "Русская идея и евреи" (М., Наука, 1994): "Ненависть к евреям, нарастающая в предреволюционной России, подожгла Германию, а затем и Россию. Мир - единое целое. Россия заплатила за жажду расправы над евреями ГУЛАГом.

Нас убеждают, что между черносотенством и фашизмом есть генетическая связь. Это явный подлог. Расизм возник еще в ходе Реформации, с разделением рода человеческого на расу избранных и расу отверженных (поэтому колонизаторы Америки из гражданского общества были расистами, а колонизаторы из традиционного общества Испании - нет). Национализм же возникает лишь с превращением народа в политическую нацию, а до такого превращения России начала века было далеко. Черносотенство исходило из понятия народ. Близости черносотенства к фашизму нет и быть не может, поскольку эти явления лежат на разных цивилизованных траекториях. Фашизм есть порождение Запада и только Запада, черносотенство - охранительный консерватизм, типичный продукт культуры России начала века.

Мифы, которые внедряют в сознание недобросовестные идеологи, нам очень затрудняют выход из нынешней смуты. Мы живем со спокойной совестью именно потому, что правда - за нас. А мы должны быть - за правду
хакен кройц
Если у кого прадедушка в Союзе состоял может кто напишет ( правду)?
О чём говорить, то что делали молдаване и латыши в обшественном сознании (международном) приписывается русским , да и австрияцкие законы о евреях и цыганах были круче российских.
Эни Скайуокер
да что сказать? Мы русские всегда любили полить грязью свою историю, а запад с радостью принимал этот подарок!
Gerush
Цитата(Кэр-Лаэда @ 17 November 2006, 19:25)
да что сказать? Мы русские всегда любили полить грязью свою историю, а запад с радостью принимал этот подарок!
*
Вы только что полили грязью русских!
хакен кройц
Всяко было и так тоже ,не проверял нет у меня доступа к этой газете.
Газета "Gaisma", выходившая в Петербурге на латгальском диалекте, сообщала в конце января 1906. года: "..."Чёрная сотня" собиралась напасть на евреев в городе Лудза, избить их и ограбить их лавки. Был назначен определённый день для этого. Черносотенцев в Лудзе собралось много и, очевидно, к вечеру началось бы кровопролитие. Окрестные католики - латыши, прослышав об этом, крупными группами приехали в Лудзу и остались там. Латыши объявили "чёрной сотне", что избивания евреев не допустят (...) Латышей в Лудзе собралось больше, чем черносотенцев (...) и они, поругавшись с латышами, рассеялись."

Из статьи Франка Гордона -Латыши и Евреи .
кровожадный покемон
Цитата(хакен кройц @ 11 November 2007, 20:55)
Всяко было и так тоже ,не проверял нет у меня доступа к этой газете.
Газета "Gaisma", выходившая в Петербурге на латгальском диалекте, сообщала в конце января 1906. года: "..."Чёрная сотня" собиралась напасть на евреев в городе Лудза, избить их и ограбить их лавки. Был назначен определённый день для этого. Черносотенцев в Лудзе собралось много и, очевидно, к вечеру началось бы кровопролитие. Окрестные католики - латыши, прослышав об этом, крупными группами приехали в Лудзу и остались там. Латыши объявили "чёрной сотне", что избивания евреев не допустят (...) Латышей в Лудзе собралось больше, чем черносотенцев (...) и они, поругавшись с латышами, рассеялись."

Из статьи Франка Гордона -Латыши и Евреи .
*


Сомнительно, особенно на фоне истребления которое устроили латыши евреям во время гитлеровской оккупации. Кстати читали книгу Буровского "Евреи которых не было"?
На неё есть положительные отзывы за объективность в т.ч. и от раввинов.
хакен кройц
У Франка про истребление есть - всякое было промеж народов.
Одно дело бедные местные жиды ,менявшие у хуторян с/х продукцию на пром изделия в начале прошлого века, другое дело пришлые советские евреи ,в глазах аборигенов, ответственные за экспроприяциии и депортации 40 года.
В замес то больше местных попало , как всегда бьют того до кого дотянутся , ответственных работников просто так не ликвидируешь ,они или в армии или в эвакуации.
Почитаю, если рекомендуете Буровского , критики на него много .
.
Форум IP.Board © 2001-2018 IPS, Inc.