- - -
Поэт и гражданин
LitForum - Беседы о литературе > Книги > Поэзия
котяра
Не зря Федора Иваныча обозвали "второстепенным" поэтом тогда еще в "Современнике". Много пафосу. Причем пафос не как в пушкинском "пророке", а какой то выдуманный что ли.
Да и поэт-чиновник, поэт доживший до 70-ти в неплохой должности в то время, когда люди действительно ратующие за Родину были сосланы в Сибирь. Мало верится, короче говоря. Талант - скорее всего да, но вот поэтом назвать сложно.
котяра
Вениамин Фикус, рад, что хоть кто-то помнит. Сам в шоке от реикарнации собственной. Вас-то я помню очень хорошо, уже тогда питал уважение. Это оффтопом.

насчет гражданина и поэта хотел бы подискутировать. только не на банальном уровне "поэтом можешь ты не быть..."
Просто вся история отечественной поэзии начиная Ломоносовым и заканчивая Башлачевым (ну это я перегбаю, быть может) показывает необходимую жесткую гражданственность творчества. В Союзе поэты собирали стадионы. Так вот, я считаю, что Тютчев стадион не собрал бы. (хотя на мой вкус Тютчев гораздо поэтичнее Евтушенки)
И как же горьковское - "гений должен быть народен", какая народность с каким-то античным апломбом и напускным снобизмом?

хотя фараза "в россию можно только верить..." от чиновника МИДа меня до сих пор савит в тупик, как в принципе еще и Грибоедов с горем, раз пошла такая пьянка
Вениамин Фикус
Нужна ли поэту гражданская позиция? Какова ценность "чистой лирики", будь то лирика любовная, философская? Стоит ли осуждать кого-то за то, что он в своих стихах никак не появлял свою гражданскую позицию?
котяра
Вообще-то очень хотелось бы выслушать оппонентов smile.gif

Я не готов осуждать представителей чистого искусства, Боже упаси. Нет.

Но, к примеру, много ли действительных поклонников Хлебникова? Много ли людей готовы и даже с радостью проникаются игрой буков, слогов, слов, тонов, полутонов зачастую теснящей сакральный смысл?
А поэт должен быть народен. Русский человек поэтичен издревле. Частушки - яркое подтверждение, всякие плачи княжен (княжон, княжн?). А еще дальше греческая традиция и неоспоримая эпохальность текстов.
Как там у блока?

Разнежась, мечтали о веке златом,
Ругали издателей дружно.
И плакали горько над малым цветком,
Над маленькой тучкой жемчужной...

по сравнению с его же

мильоны нас, вас тьмы и тьмы
pustota
Думаю, гражданская позиция - это, во-первых, довольно узкие рамки, а во-вторых, она надиктовывает поэту произведения-однодневки. Проходят века, и с тем, что "роза пахнет розой" соглашается все больше читателей, но все меньше откликается на призыв "читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза".
Безусловно, талантлив тот, кто способен сочинить хлесткую, соответствующую положению дел кричалку, пригодную для скандирования на стадионах и площадях. Но разве Поэт?
котяра
Т.е., поэзия она о вечном что ли? Нерушимом и неделимом? А как же извечная задача держать руку на пульсе времени? Какой к Черту был бы Евгений Онегин, не отражай он действительности того времени? Но это большая форма, да. Но разве родная страна - не вечная тема? По стихам о России можно судить о взглядах поколений.
Вот "читайте, завидуйте..." это же нетленно, это навсегда. И когда вспоминают СССР вспоминают Владимира Владимировича. Не поэт ли?
Гражданская лирика не так узка, она не всегда обичает/восхваляет текущую политическую влать и проч. Она же исследует и общество, а общество за миллионы лет мало меняется.
Weronika
Цитата(котяра @ 02 March 2008, 9:54)
Не зря Федора Иваныча обозвали "второстепенным" поэтом тогда еще в "Современнике". Много пафосу. Причем пафос не как в пушкинском "пророке", а какой то выдуманный что ли.
Да и поэт-чиновник, поэт доживший до 70-ти в неплохой должности в то время, когда люди действительно ратующие за Родину были сосланы в Сибирь. Мало верится, короче говоря. Талант - скорее всего да, но вот поэтом назвать сложно.

О Тютчеве - ответ в его теме.
"люди действительно ратующие за Родину были сосланы в Сибирь " - у меня не столь "розовый" взгляд на вождей-декабристов. За что там они "ратовали" - большой вопрос. А вот рядовых солдат, которые выполняли глупые приказы и пострадали из-за этого - вот их мне очень жаль. Ни за что люди пропали.
Цитата(котяра)
Гражданская лирика не так узка, она не всегда обичает/восхваляет текущую политическую влать и проч. Она же исследует и общество, а общество за миллионы лет мало меняется.

Ну, перемены есть, однако... А вот гражданскую лирику никогда не любила. Ни у кого, включая любимого Пушкина. Сиюминутная она...
Хотя, некоторые стихи Некрасова о России и сейчас довольно актуальны.
Маяковского вообще "не перевариваю".
pustota
Цитата(котяра @ 03 March 2008, 13:27)
Т.е., поэзия она о вечном что ли? Нерушимом и неделимом?
*

Да, я так считаю.
Цитата
А как же извечная задача держать руку на пульсе времени? Какой к Черту был бы Евгений Онегин, не отражай он действительности того времени? Но это большая форма, да. Но разве родная страна - не вечная тема? По стихам о России можно судить о взглядах поколений.
Вот "читайте, завидуйте..." это же нетленно, это навсегда. И когда вспоминают СССР вспоминают Владимира Владимировича. Не поэт ли?
Гражданская лирика не так узка, она не всегда обичает/восхваляет текущую политическую влать и проч. Она же исследует и общество, а общество за миллионы лет мало меняется.

Удерживая руку на пульсе времени, Поэт выделяет некую общечеловеческую проблему и должен, я думаю, представить ее в такой форме, чтобы суть была понятна не только его современнникам, но и будущим поколениям (и предыдущим, если бы была такая возможность))). Вплести сегодняшний сюжет и современника в контекст культурной традиции. Вообще искусство, на мой взгляд, не должно основываться на передаче определенных знаний и умений, а должно служить как бы "матрицей человечности". О взглядах же поколений лучше судить по газетным статьям, предвыборным программам, философским трудам - они более информативны.
Творчество Высоцкого - прекрасный пример. Ведь возьмем "Охоту на волков" - более чем актуальное произведение для советского периода не теряет своей остроты для любого человеческого общества.
А стихи, написанные на злобу дня талантливым автором, конечно, нетленны. Но хорошо ли это в таком виде? Хорошо ли остаться в памяти поколений - имею в виду не специалистов, не приверженцев, а большинство - тем поэтом, который "а! это же тот, который достал из широких штанин, да?"?
Я согласна, общество мало меняется. НО стою на том, что общество вторично по отношению к человечеству. Инженеру человеческой души именно человеческую душу нужно исследовать, а не душу гражданина.
Онегин, кстати, тоже. Он отражает (в моем понимании, конечно), инфантилизм и праздность, порожденные бездуховностью. Если бы эпоха была другой, эта проблема не вышла бы на первый план, и Онегина бы не было вовсе. Но дело тут не в эпохе, а в человеческой натуре. Т.е. не обстоятельства отражает этот образ, а воплощает характерные черты, могущие проявиться в определенных обстоятельсвах, как в рамках общества, так и в рамках отдельной человеческой жизни.
Enian
С моей точки зрения дико ставить человеку в упрек тот факт, что его не сослали в Сибирь. Это было бы смешно, если бы не было так абсурдно huh.gif

Н-да... коль скоро тут поинтересовались мнением по поводу предмета беседы - выскажу своё, совершенно не претендующее на объективность. Мне абсолютно по... э-э-э... индиффирентно наличие либо отсутствие у поэта так называемой гражданской позиции (хм... знать бы еще, что это такое biggrin.gif ). Для меня важен исключительно талант, талант и мастерство, умение коснуться потаенных уголков моего сердца, подарить мне новые мысли, образы, ощущения, чем-то дополнить мою картину реальности. Прописка тут вряд ли принципиальна... Сибирь ли, Париж ли biggrin.gif

Да, к слову, хочу поделиться личным счастьем smile.gif Тоже никогда, честно, не любила Маяковского. Но вчера довелось побывать на совершенно дивном и весьма своеобразном спектакле, поставленном человеком, влюбленным в его поэзию. Причем, почти всё "гражданское" вынесено за рамки контекста, то есть присутствует фоном, тогда как акцент сделан на человеческом. Персонажи из жизни и стихов Маяковского оживают и ведут со зрителем свою игру. Цель игры - дать возможность даже не понять, нет - почувствовать как можно больше граней и смыслов... В какой-то момент обнаруживаешь, что мозги (точнее, поверхностная их оценивающая функция) отключились и действие воспринимается глубинным сознанием, и сочетание текстов, движения, музыки, игры света порникает непосредственно в душу, создает такое невероятное чувство сопричастности, со-вибрации, которое решительно невозможно описать бренными словами smile.gif Никогда не думала, что у меня возможно такое с Маяковским rolleyes.gif И, в общем, готова делиться, леди энд джентльмены, - если кто-то любит Маяковского и хочет увидеть этот спектакль - пишите приват, я посодействую wink.gif
Julien
Где-то когда-то я услыхал фразу о том, что художнику не под силу изменить мир. С тех пор меня непрерывно мучает соблазн отыскивать примеры обратного smile.gif

Когда-то, создавая в этом разделе тему о "Лучшем поэте"... какого-то там века... уже не помню smile.gif , при выборе кандидатов на это более чем почетное звание (смайл в скобках), первое, что я делал, перебирая немалый список выдающихся поэтов, - это задумывался, какое влияние оказало творчество каждоко из них на мир, в котором он жил или на тот, который остался после него. И вы знаете, я пришел к выводу, что наиболее "влиятельными" оказались те авторы, которые обращались не к проблемам отдельно взятой личности, а затрагивали нечто более масштабное, коллективное, обобщенное... т.е. становились выразителями духа времени. Т.е. - это не лирики-одиночки (хотя зачастую в одном авторе может сочетаться и то, и другое), а люди, вышедшие за рамки собственного я, сделавшие свое Я универсальным; люди, угадавшие мысли и чаяния миллионов. Это, на мой взгляд, и есть наивысшее проявление гражданственности и наибольший художественный, да и вообще человеческий подвиг - соучастие в движении Мировой Души, а не анализ души индивидуальной.
котяра
Буду краток (ретроград ага), по крайней мере постараюсь.

Weronika. Насчет общества: менятются внешние проявления. Однако классовые неравенства, зависть отдельных индивидов и те же войны, жертвы которых вам так небезразличны, они остаются независимо от эпохи. И вот на фоне всего этого мы и начнем всторгаться "тучками"(с), а также неделимо-вечной любовью.

pustota. говорим об одном и том же, но под разными углами. Я пытаюсь противпоставить "чистое" искусство, искусство восприятия и крайних проявлений человеческих чувств, искусству исследования и поиска. Искусству-борцу за справедливость и человеческие идеалы.

Enian
Цитата
С моей точки зрения дико ставить человеку в упрек тот факт, что его не сослали в Сибирь. Это было бы смешно, если бы не было так абсурдно

Передергиваете. В упрек можно ставить факт отсутствия причин для ссылки. Зная тот период российской истории.
Насчет Маяковского - очень любопытно. Отпишитесь, если не сложно.

Julien. Наверное, идем одним путем?
Вениамин Фикус
2 Котяра: Что касается "ставить в упрек отсутствие причин для ссылки". Правильно ли я поняла, что вы ставите в упрек Тютчеву не только то, что он смел не писать гражданственные стихи, призывающие, допустим, к ниспровержению тогдашнего строя, но и то, что он и сам не желал ничего ниспровергать?

По сабжу. Для меня важнее талантливость текста. Я вообще с лёгким недоумению отношусь к излишне публицистически-злободневным текстам, как и к соцарту. Они недолговечны. Если же речь о "исследовании общества", то это скорее не узко-публицистические стихи на тему "я достаю из широких штанин", "вот парадный подъезд" или поэтические реплики на текущие проблемы, а так называемая философская лирика. Кстати, Тютчев ей отдал очень и очень большую дань.

Да и о том, насколько на века "широкие штанины", это тоже вопрос неоднозначный. По Вашему мнению - "это нетленно, это навсегда". По моему - совсем не нетленно, большая часть гражданской лирики Маяковского уже благополучно забыта, и не исключено, что такой удел ждёт и стих о советском паспорте, процитированный Вами. Как это окажется в действительности и кто будет прав - позволит узнать только проверка временем.

Цитата
Я пытаюсь противпоставить "чистое" искусство, искусство восприятия и крайних проявлений человеческих чувств, искусству исследования и поиска. Искусству-борцу за справедливость и человеческие идеалы.


Ну и, собственно, о справедливости и идеалах. Идеалы бывают разные, и видение справедливости тоже. Упомянутое движение декабристов, например, вовсе не было однозначно оценено как положительное ни тогда, в начале позапрошлого века, на момент событий на Сенатской площади, ни впоследствии. Мнения могут быть разные. Как по-Вашему, то, что выражаемое автором мнение отличается от вашего, как-то коррелирует с вашей оценкой его стихов?
pustota
Цитата(котяра @ 03 March 2008, 17:03)
pustota. говорим об одном и том же, но под разными углами. Я пытаюсь противпоставить "чистое" искусство, искусство восприятия и крайних проявлений человеческих чувств, искусству исследования и поиска. Искусству-борцу за справедливость и человеческие идеалы.
*

нет, не думаю. Главным образом потому что:
Цитата
Талант - скорее всего да, но вот поэтом назвать сложно.
Т.е. как я поняла, для Вас определяющей является гражданская позиция. У меня все иначе. Мой Поэт - это такое полумифическое существо, умеющее слышать музыку сфер и переводить ее в человеческую речь. Не имеет значения, повлиял ли он на общество, в котором живет - ему, в принципе, вообще не обязательно представлять, какой сегодня век. Его первоочередная задача - это как раз и есть игра
Цитата
буков, слогов, слов, тонов, полутонов
А во-вторых он уже может вдохновиться чем угодно, хоть революцией, хоть теоремой Ферма - "когда б вы знали, из какого сора"
котяра
Цитата
Что касается "ставить в упрек отсутствие причин для ссылки". Правильно ли я поняла, что вы ставите в упрек Тютчеву не только то, что он смел не писать гражданственные стихи, призывающие, допустим, к ниспровержению тогдашнего строя, но и то, что он и сам не желал ничего ниспровергать?

Безусловно, правильно понимаете. Я не сторонник декабристов. Но и терпеть бюрократию и рабство, обладая такой возможностью влияния - нечестно, но не мне судить. Лезу в дебри, если честно.
Насчет текстов. Вот почти и не поэт Пелевин, хотя поэт в принципе, но малоизвестный, меня всем устраивает. Он пишет изумительную прозу как о пресловутом вечном, так и пытается исследовать общественные процессы и место человека в них, ни к чему не призывая по большому счету. Так же и поэт - расскажи людям, открой глаза. Для этого не надо лезть на баррикады. Только ты своим даром художника можешь сделать это, но не хочешь. Вот что обидно.
А по поводу "чистюль" от искусства уже написал в тютчеве. Сам читаю с удовольствием, ласкает слух гениальное обращение со словом.
Dei
Краток буду я smile.gif

Цитата
А поэт должен быть народен


Поэт должен быть свободен.

В том числе - и от народа. В том числе - и от поисков "чистого искусства". А мера таланта это лишь мера свободы.
Enian
Цитата(котяра @ 03 March 2008, 18:03)
Передергиваете. В упрек можно ставить факт отсутствия причин для ссылки. Зная тот период российской истории.

Ничуть. Не вижу принципиальной разницы между нашими формулировками. Обо всём же остальном вполне прекрасно написал профессор Фикус, позволю себе с ним согласиться и не развивать далее эту сомнительную тему.
Цитата
Насчет Маяковского - очень любопытно. Отпишитесь, если не сложно.

См. приват.

Мессир Julien... полагаю, что так называемая гражданская позиция, обсуждаемая в данном топике, и умение слышать, воспринимать и транслировать движения Мировой Души (коллективного сознания и т.п.) - это всё-таки далеко не одно и то же. Ну, то есть, совершенно. Более того, считаю, что любой поэт (имеются в виду настоящие поэты, конечно же) сопричастен этим движениям и отражает их в своем творчестве. Фокус в том, что жизнь Мировой Души очень богата и многообразна smile.gif Видимо, разные творцы воспринимают и передают различные её проявления wink.gif Мне понравилось то, что госпожа pustota написала о музыке сфер smile.gif
shishoq
imho поэт вообще никому ничего не должен (если не брал взаймы).

равно, как и никто другой. если не обещал обратного.

старый русский (и латиноамериканский) недуг - определять моральность по степени противостояния правительству. ещё хуже - искусство - по морали. и неужели тютчевское "в россию можно только верить" сиюминутнее "широких штанин"?!


если уж навешивать на поэта долги нам, хотелось бы, чтобы он был вдохновлён. чем - совершенно другой вопрос.
Вениамин Фикус
Цитата(котяра @ 03 March 2008, 20:35)
Цитата
Что касается "ставить в упрек отсутствие причин для ссылки". Правильно ли я поняла, что вы ставите в упрек Тютчеву не только то, что он смел не писать гражданственные стихи, призывающие, допустим, к ниспровержению тогдашнего строя, но и то, что он и сам не желал ничего ниспровергать?

Безусловно, правильно понимаете. Я не сторонник декабристов. Но и терпеть бюрократию и рабство, обладая такой возможностью влияния - нечестно, но не мне судить. Лезу в дебри, если честно.


А почему Вы решили, что он ничего не делал? Да, он не выходил на площадь и не призывал к свержению существовавшего строя (вряд ли из трусости - насколько я помню, он был убеждённый монархист). Но, если ознакомиться с его краткой биографией, то можно узнать следующее:

Цитата
Тютчев Федор Иванович (1803 - 1873), поэт. Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

<...> В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 поступил на службу в Государственную Коллегию иностранных дел.

Через несколько месяцев был назначен чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

В 1837 был назначен первым секретарем русской миссии в Турине. В своей дипломатической деятельности поэт активно служил интересам России, в то же самое время критикуя вредоносный для интересов страны курс министра К.В. Нессельроде. Кроме этого, он раскрывает вредную политику иезуитов и папства в судьбах народов Европы и мира. В своих депешах и записке царю, он призывает его к тому, чтобы внешняя политика страны соответствовала интересам России и успешно бы противостояла экспансии со стороны Запада (в том числе и Римской церкви). Также в своих дипломатических депешах Тютчев критикует суть тогда еще молодого государства - США.

В 1848-49, захваченный событиями политической жизни, он пишет такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремится напечатать их.

<...> 17 апреля 1858г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины, не раз выступая заступником преследуемых изданий. 


Как видите, он делал много - другое дело, что он делал то, что считал нужным: в частности, он стремился упрочить позитивный имидж России как вовне, так и перед лицом ее граждан (для этого он написал книгу, критикующую известный трактат маркиза де Кюстина). Да, он считал, что должен работать на благо той страны, в которой он живёт, а не стремиться к ее дестабилизации. Это плохо?

Кстати, показательно, что свои политические стихи он не стремился публиковать.

Цитата
Насчет текстов. Вот почти и не поэт Пелевин, хотя поэт в принципе, но малоизвестный, меня всем устраивает. Он пишет изумительную прозу как о пресловутом вечном, так и пытается исследовать общественные процессы и место человека в них, ни к чему не призывая по большому счету. Так же и поэт - расскажи людям, открой глаза. Для этого не надо лезть на баррикады. Только ты своим даром художника можешь сделать это, но не хочешь. Вот что обидно.
А по поводу "чистюль" от искусства уже написал в тютчеве. Сам читаю с удовольствием, ласкает слух гениальное обращение со словом.
*


При всей любви к творчеству Виктора Олеговича, на мой взгляд, его "исследование общественных процессов" в "Поколении П" и аналогичном как минимум менее интересно, чем его книги, написанные не на злобу дня, а, так сказать, во-обще. И опять-таки: что такое "открыть глаза"? Никто не имеет патента на истину в конечной инстанции, особенно в отношении политических процессов.
Julien
Цитата(котяра @ 03 March 2008, 16:03)
Julien. Наверное, идем одним путем?
*

Да? А вот леди Эниан так не считает wink.gif

Цитата(Enian @ 03 March 2008, 18:49)
Мессир Julien... полагаю, что так называемая гражданская позиция, обсуждаемая в данном топике, и умение слышать, воспринимать и транслировать движения Мировой Души (коллективного сознания и т.п.) - это всё-таки далеко не одно и то же. Ну, то есть, совершенно.

Тут просто все дело в том, что понимать под "гражданской позицией". Для меня это прежде всего позиция человека, знающего не только свое я, его нужды и беды, его радости и горести, но и радости и горести целого (или хотя бы части) народа, страны, общества. Именно это я называю Мировой Душой, движения которой где-то смутно ощущают многие, но вот понять и выразить никак не могут. А тут придет один - и враз выразит все, что у них в мыслях и на языке крутилось, вертелось, зудилось, а высказаться никак не могло... Сопричастность к судьбам многих - вот что для меня гражданская позиция.

Так что я уж и не знаю, с кем мне по-пути... unsure.gif
shishoq
вообще, тема очень старая и давно прокомментированная.
вот только несколько цитат:

there are two ways of disliking art. 1 is to dislike it and the other to like rationally. (к вопросу о долгах)

The artist is the creator of beautiful things. (туда же)

There is no such thing as a moral or an immoral book. Books are well written, or badly written. That is all.

The nineteenth century dislike of realism is the rage of Caliban seeing his own face in a glass.

The nineteenth century dislike of romanticism is the rage of Caliban not seeing his own face in a glass.

An ethical sympathy in an artist is an unpardonable mannerism of style.

Beauty is the only thing rhat time cannot harm. Philosophies fall away like sand, creeds follow one another, but what is beautiful is a joy for all seasons...

He who stands most remote from his age is he who mirrors it best
Вениамин Фикус
Цитата(shishoq @ 03 March 2008, 21:41)
вообще, тема очень старая и давно прокомментированная.
вот только несколько цитат:

there are two ways of disliking art.  1 is to dislike it and the other to like rationally. (к вопросу о долгах)

The artist is the creator of beautiful things.  (туда же)

There is no such thing as a moral or an immoral book. Books are well written, or badly written. That is all.

The nineteenth century dislike of realism is the rage of Caliban seeing his own face in a glass.

The nineteenth century dislike of romanticism is the rage of Caliban not seeing his own face in a glass.

An ethical sympathy in an artist is an unpardonable mannerism of style.

Beauty is the only thing rhat time cannot harm. Philosophies fall away like sand, creeds follow one another, but what is beautiful is a joy for all seasons...

He who stands most remote from his age is he who mirrors it best
*


Аха. У Оскара Уайльда про это много и изящно сказано. smile.gif Особенно мне нравится завершающее:

Цитата
Всякое искусство совершенно бесполезно.
pustota
А вообще да, оценивать поэта с такой позиции как-то даже не великодушно. Вряд ли поэт рассуждает так : "надо написать нетленку про любовь" или там "про дружбу", да и ну писать. Любой человек творческой профессии зависит от вдохновения. Ну не идет у него гражданское, допустим, не тот характер, или темперамент, или склад ума. Так что теперь, на свалку его? То же самое, что осудить за отсутствие стихов про природу или бога, или на любую другую тему.
Вениамин Фикус
Цитата(pustota @ 04 March 2008, 0:19)
А вообще да, оценивать поэта с такой позиции как-то даже не великодушно. Вряд ли поэт рассуждает так : "надо написать нетленку про любовь" или там "про дружбу", да и ну писать. Любой человек творческой профессии зависит от вдохновения. Ну не идет у него гражданское, допустим, не тот характер, или темперамент, или склад ума. Так что теперь, на свалку его? То же самое, что осудить за отсутствие стихов про природу или бога, или на любую другую тему.
*


Я, грешным делом, осудила бы за обратное - ежели поэт чуть что ваяет стихи, всё равно про что: надо про борьбу народов Африки против капитализма и империализма - будет про неё; надо про трагическую судьбу людей на войне - будет про это. Даже если такие стихи формально неплохи, всё равно зачастую как-то, хм, всё, о чём они пишут, обесценивается.

Есть исключения. Я вот, например, уважаю поэта Слуцкого. Хотя он в основном именно что писал злободневные стихи. Но у него они как-то личностны, искренни, что ли... Причём именно потому, что он о событиях истории писал не абстрактно, а преломляя через своё восприятие, что ли. То есть это не голая "гражданская позиция", а именно человеческое.
Julien
Цитата(pustota @ 03 March 2008, 22:19)
А вообще да, оценивать поэта с такой позиции как-то даже не великодушно. Вряд ли поэт рассуждает так : "надо написать нетленку про любовь" или там "про дружбу", да и ну писать. Любой человек творческой профессии зависит от вдохновения. Ну не идет у него гражданское, допустим, не тот характер, или темперамент, или склад ума. Так что теперь, на свалку его? То же самое, что осудить за отсутствие стихов про природу или бога, или на любую другую тему.
*

На свалку никого кидать не надо, всем на полке место найдется, просто...
Просто над одним поэтом можно умиленно вздохнуть: "ахх!", смахнуть сентиментальную слезу... и отправиться готовить борщ. А другого послушаешь - и вдруг побежишь революцию делать smile.gif или наоборот - кинешь штык и бросишься обниматься с тем, кого считал лютым врагом.
Есть стихи, которые пробуждают переживания, и такие, которые побуждают к действию. Первые - достояние человека, вторые - человечества.
Дiвчiна
Странный какой-то вопрос. По-моему, нелогично противопоставлять эти понятия. А то получается, если про любовь пишешь, то гражданин несознательный, а если наоборот, призывы к революции и стихи на злобу дня, то сухарь бесчувственный. Утрирую, конечно, но считаю, что эти понятия сравнивать нельзя. Их вообще разделять не надо.
хакен кройц
Спасибо за дискуссию читал Вас с преогромнейшим интересом.
Когда настроение хорошее тянет поговорить об искусстве, а когда не очень- про фашистов или про наполеонов.
У Пушкина типа гражданские не люблю .Понимаю что хороши, но не люблю.
Гражданские по русски - городские; в теме" Города "сверх гражданские стишки были.

Из незабвенного.

"Выхино-Жулебино"
Знает вся Москва.
"Выхино-Жулебино" -
Ты — родина моя.
pustota
Цитата(Julien @ 04 March 2008, 0:56)
На свалку никого кидать не надо, всем на полке место найдется, просто...
Просто над одним поэтом можно умиленно вздохнуть: "ахх!", смахнуть сентиментальную слезу... и отправиться готовить борщ. А другого послушаешь - и вдруг побежишь революцию делать  smile.gif  или наоборот - кинешь штык и бросишься обниматься с тем, кого считал лютым врагом.
Есть стихи, которые пробуждают переживания, и такие, которые побуждают к действию. Первые - достояние человека, вторые - человечества.
*

Ну нет. С этим не согласна в корне. Как раз достоянием человечества считаю именно те стихи, которые пробуждают переживания. В них потому что зашифрована информация о том, что такое быть человеком, что такое человечность. Стихи Петрарки или вот это "быть или не быть", или хокку Басе - это и есть душа. Мне кажется, что почувствовать гармонию, вздохнуть "ах" и жить дальше просветленным и спокойным - это намного важнее, чем вскочить и бежать делать революцию, устанавливать справедливость, которую все равно каждый видит со своей колокольни
Julien
Цитата(pustota @ 04 March 2008, 10:03)
Мне кажется, что почувствовать гармонию, вздохнуть "ах" и жить дальше просветленным и спокойным - это намного важнее, чем вскочить и бежать делать революцию, устанавливать справедливость, которую все равно каждый видит со своей колокольни
*

Ну это уже вопрос мировосприятия, способа отношения к жизни: активная или пассивная позиция, созерцание или подвижничество, инто-экстраверсия, макро-микромир, эгоцентризм - альтруизм...
Но изменения-то мы видим именно на уровне макро-мира, и именно этот мир делает людей такими или иными. Человека всегда формирует среда. И даже если ты просветлился и пошел счастливым дальше по жизни, просветление это не распространяется во вне, оно замыкается в рамках одной личности, потому я и сказал, что такое искусство - достояние человека.
Искусство же, которое подвигает человека к каким-то активным действиям и воплощается в жизнь в макро-мире, такое искусство оставляет за собой материальный след, оно как бы дает потомство, материализуется и становится достоянием не только современников, но и последующих поколений. Такое искусство действительно может менять мир.
pustota
Цитата(Julien @ 04 March 2008, 15:20)
Но изменения-то мы видим именно на уровне макро-мира, и именно этот мир делает людей такими или иными. Человека всегда формирует среда. И даже если ты просветлился и пошел счастливым дальше по жизни, просветление это не распространяется во вне, оно замыкается в рамках одной личности, потому я и сказал, что такое искусство - достояние человека.
*
А человек, в свою очередь, формирует среду, и кто первый начал теперь уже не понятно. Такое просветление никак не может замкнуться в рамках одной личности, потому что оно влияет на мировозрение, а как следствие и на поведение.
Цитата
Искусство же, которое подвигает человека к каким-то активным действиям и воплощается в жизнь в макро-мире, такое искусство оставляет за собой материальный след, оно как бы дает потомство, материализуется и становится достоянием не только современников, но и последующих поколений. Такое искусство действительно может менять мир.
Я считаю, что наиболее естественный результат воздействия произведений искусства на человека - умиротворение. Потому что искусство неотделимо от гармонии и красоты, отпечаток которой остается в сознании человека. В общем, если стихи заставляют остановиться и подумать - в моем понимании это хорошо и правильно. А если все бросить и куда-то мчаться, то что-то в этом есть нездравое (напоминает искусство советской художественной пропаганды, стимулировавшее массовое стремление повернуть реки вспять и всякие другие БАМы).
Гессе об этом очень хорошо говорит в "Игре в бисер":

Когда в мире мир, когда все вещи пребывают в покое, когда все в своих действиях следуют за своими начальниками, тогда музыка поддается завершению. Когда желания и страсти не идут неверными путями, тогда музыка поддается усовершенствованию. У совершенной музыки есть свое основание. Она возникает из равновесия. Равновесие возникает из правильного, правильное возникает из смысла мира. Поэтому говорить о музыке можно только с человеком, который познал смысл мира.
Музыка покоится на соответствии между небом и землей, на согласии
мрачного и светлого.
Гибнущие государства и созревшие для гибели люди тоже, правда, не лишены музыки, но их музыка не радостна. Поэтому: чем бурнее музыка, тем грустнее становятся люди, тем больше опасность для страны, тем ниже падает правитель. Таким же путем пропадает и суть музыки.
Все священные правители ценили в музыке ее радостность. Тираны Цзя и Чжоу Син любили бурную музыку. Они считали сильные звуки прекрасными, а воздействие на большие толпы -- интересным. Они стремились к новым и странным звучаниям, к звукам, которых еще не слышало ни одно ухо; они старались превзойти друг друга и преступили меру и цель.
Причиной гибели государства Чу было то, что там придумали волшебную музыку. Ведь такая музыка, хотя она достаточно бурная, в действительности удалилась от сути музыки. Поскольку она удалилась от сути подлинной музыки, музыка эта не радостна. Если музыка не радостна, народ ропщет, и жизни причиняется вред. Все это получается оттого, что пренебрегают сутью музыки и стремятся к бурным звучаниям.
Поэтому музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна, а его правительство в опасности.


эк меня понесло. не пускайте меня к клавиатуре больше.
Julien
Цитата(pustota @ 04 March 2008, 15:25)
В общем, если стихи заставляют остановиться и подумать - в моем понимании это хорошо и правильно.

Остановиться и подумать - это, бес спору, прекрасно, но мы, к сожалению, еще не живем в таком мире, где хоть что-то когда-то менялось при помощи умиротворения...
Умиротворение - это гармония внутри, конец пути, нирвана... Думаю, буддисты вас бы поняли smile.gif
котяра
Отвечу тут наверное всем.
2 Вероника

Цитата
котяра, как хорошо, что Вы вновь на форуме! За Вами 2 добрых дела: 1.Вы начали дискуссии, а я грустила, что тема о Тютчеве "загнётся

Всегда рад служить, приятно поговорить с приятными людьми.

2. Виниамин Фикус
Про Гришковца. Сублимация простоты и претензия на просветление, какая то псевдохристианская радость от простых вещей. Нет не эмоциональность, а собирание неважных каких-то "улыбочек". На этот счет вспоминается Маленький принц. Вот где за детской простотой основные экзистенциональные сентенции. Короче путатает товарищ немного категории, вернее не он, а почитатели.

3. Всечх почитал о смысле поэзии, считаю, что каждая точка зрения имеет право на существование, что тут спорить уже smile.gif

4. Про символистов. Не там запостил, похоже. Давайте тут.

Брюсов со своими "Русскими символистами", к примеру. (Постить не буду, ищите сами.) Сам же потом критиковал себя за декаданс и безыдейность. Яркий пример развития поэта от самоискания и игры словами к настоящему творчеству. Вот за это я и осуждаю. Многие же не ушли никуда.


upd. По поводу истины в последней инстанции. Солженицину кто-то давал право на истину? Он говорил то, что считал нужным, а его талант делает возможным донести мысли автора до огромного количества людей. Вот так что я считаю, что главная миссия писателя - глаголом жечь и бороться за идею-таки. Ну это уже тафтология с моей стороны. Все, удаляюс.
Вениамин Фикус
Цитата(котяра @ 05 March 2008, 12:42)
4. Про символистов. Не там запостил, похоже. Давайте тут.

Брюсов со своими "Русскими символистами", к примеру. (Постить не буду, ищите сами.) Сам же потом критиковал себя за декаданс и безыдейность. Яркий пример развития поэта от самоискания и игры словами к настоящему творчеству. Вот за это я и осуждаю. Многие же не ушли никуда.


Вы полагаете, что поздние стихи Брюсова существенно лучше его ранних стихов? Я имею в виду именно стихи, а не то, что он потом собрал в книжечку "Опыты".

Цитата
upd. По поводу истины в последней инстанции. Солженицину кто-то давал право на истину? Он говорил то, что считал нужным, а его талант делает возможным донести мысли автора до огромного количества людей. Вот так что я считаю, что главная миссия писателя - глаголом жечь и бороться за идею-таки. Ну это уже тафтология с моей стороны. Все, удаляюс.
*


*скривившись* Ну его, этого Солженицына. Как минимум спорно с точки зрения фактологии и весьма несовершенно с точки зрения писательства. Мне искренне жаль, что именно он получил славу "разоблачителя сталинсикх репрессий". Потому что в своём рвении жечь глаголом он перевирал данные, и несоответствия в его выкладках теперь тычут в нос все защитники сталинизма. И ещё потому, что в его тени забыт прекрасный прозаик и поэт Варлам Шаламов, написавший об ужасах лагерей и тюрем так, как это может только настоящий писатель.
shishoq
У Сол. есть удивительный рассказ "Случай на станции Кочетовка". Вскрытие психо- механизма сталинизма. Без ужасов итд. Жизнь. Война, но тыл. Хороший паренёк старается помочь стране, пока вокруг сплошное раздолбайство. Но помогает дьяволу.
Сол. - немного политикан. Но вряд ли он виноват в неизвестности Шаламова. Разные характеры. Думаю, что и перенести пришлось разное. Сол. занимался истор.иссл. в Вермонте, а Ш. умирал в одиночестве и дерьме. Но сейчас Ш. в школ.программе, - думаете, что-то поймут?
Вениамин Фикус
Цитата(shishoq @ 09 March 2008, 23:52)
У Сол. есть удивительный рассказ "Случай на станции Кочетовка".  Вскрытие психо- механизма сталинизма.  Без ужасов итд.  Жизнь.  Война, но тыл.  Хороший паренёк старается помочь стране, пока вокруг сплошное раздолбайство.  Но помогает дьяволу.
Сол. - немного политикан.  Но вряд ли он виноват в неизвестности Шаламова.  Разные характеры.  Думаю, что и перенести пришлось разное.  Сол. занимался истор.иссл. в Вермонте, а Ш. умирал в одиночестве и дерьме.  Но сейчас Ш. в школ.программе, - думаете, что-то поймут?
*


Он _не виноват_ в неизвестности Шаламова. Но, скажем так, Шаламов на долгие десятилетия оказался в тени его авторитета. Что касается школьной программы... поймут, не поймут - это зависит от того, каков преподаватель. В наибольшей степени.
shishoq
думаю, Сол. - хор.пример дилеммы "Искусство - Польза". Он открыто поставил себе целью второе. И добился. Несмотря его на сомнительные полит-идеи. 50 млн погибло или "только" 5, - не в этом дело. Пусть обвиняют или не доверяют, но он привлёк внимание. Возможно, в ущерб "худправде". "ИванДенисыч" всеми признан как великая вещь. Но. За 1 день подумать столько, не то, что предпринять в сост. хрон. истощения и стресса - маловероятно*. Сол сжимает действие до греч канона "1день/1место" и, - остаётся ощ искусственности. Которая "после Освенцима невозможна". Но подействовало. Шаламов жгёт сильнее. Потому что не ставил целей, да. (только благодарность) Но как знать, будут ли понятны эти блатные "ванечки" уютно играющие вечерами в углу на подушках тем, кто их никогда не видел? но это уже обсуждалось.
___
* имхо! не мне, конечно, судить, просто ощ.
котяра
Цитата
Вы полагаете, что поздние стихи Брюсова существенно лучше его ранних стихов? Я имею в виду именно стихи, а не то, что он потом собрал в книжечку "Опыты".

Я то уж точно не предендую называться истиной в последней инстанции, вообще не очень люблю Брюсова, да и Бальмонта тоже, хорошо, что Блок перерос их. Но стихи мне, как читателю, нравятся брюсовские поздние больше. Я имею ввиду первую его книжицу с "бледными ногами" и даже уже вышедшая, ненамного задержавшись, следующая, хоть и напыщенная греческой мифологией и прочими великими древности, по-моему куда приятней да и с языково-поэтической стороны профессиональней. про Бальмонта. Ну этот вообще молодец. Порывы поэтической безотчетности, что бы это ни значило, не очень вдохновляют меня.

Цитата
Ну его, этого Солженицына. Как минимум спорно с точки зрения фактологии и весьма несовершенно с точки зрения писательства. Мне искренне жаль, что именно он получил славу "разоблачителя сталинсикх репрессий". Потому что в своём рвении жечь глаголом он перевирал данные, и несоответствия в его выкладках теперь тычут в нос все защитники сталинизма.

Да я к стыду своему и не читал почти Солженицина то, просто в качестве примера привел. И вообще пляски на костях иосифа Виссарионыча я весьма скептически воспринимаю.
Шаламов хорош, хоть и весьма смутно помню. если бы я с малыми прозаическими формами не был так ленив, то наверняка оценил бы. Читал, но впечатления не помню уже. Молодеж, что с нас взять, куда интереснее всякие наркотически-чернушные экспириенсы зарубежных товарищей. Суть об одном и том же, но без всей этой матерости сталинско-гулаговской.

Но и shishoq, и Вениамин Фикус: спасибо за промоушн. Может за Шаламова возьмусь и пересмотрю собственные взгляды, а Солженицына не надо, увольте.
shishoq
"...пляски на костях..."
- А их и нет. Как и раскаяния. И, видать, уже не будет...
shi: "...будут ли понятны..."
кот: "...весьма смутно помню" wink.gif
Котяра, имхо, ни Шал, ни Сол никоим образом не исчерпываются и не умещаются ни в мои досужие рассуждалки, ни в "...*скривившись* Ну его, этого..." м-м Фикус! Не тот уровень.
Читайте сами и для себя! Тем паче, что таких авторов читают не только ради прочуствованных описаний пейзажей или языковой стилистики.
Кроме того, помнится, ветка начиналась с "Поэт и гражданин". Солж.отличается как раз более внятной гражданской позицией. Да и вряд ли вам придётся жалеть, что вы прочли "Один день" или "Матрёнин двор", даже если и не понравится. +Можете поискать Льва Разгона.
Заодно оцените, чего стоят наши оценки или Уальдовское эстетство. Ещё не знаю, чтобы он говорил, переживи 1ю Мировую. (Особенно после "Социализм - путь к индивидуальности") Но он умный мужик был, умер в 1900м...
котяра
Да я и не думаю, что кто-то претендует на объективность суждений на форуме созданном для общения и дележа мнениями (новояз что ли? черт знает как сказать), да к тому же я молчу, чему посвящено 90% постов ресурса.

По поводу того, что "весьма смутно помню" - на самом деле читал Шаламова, но, видимо, был не готов.
"Матренин двор" читал, "Раковый корпус" - было дело. Тоже не был готов. Знаком с позицией Солженицина, она спорна, но сам сабж был затеян именнно о "поэте-гражданине", так вот Солженицин попадает под определение как нельзя лучше. За это его и стоит уважать, что добился. Хотя с той же стороны, я не ощутил удовольствия от литературы. Он читается как военные хроники для меня. Насколько могу судить о Шаламове - это больше все таки литература в первую очередь, а уж потом сталиноборчество.

Лев разгон - писатель и узник сталинских лагерей. (цетато, только что нашел) Видимо, узконаправлено это все.

А Уайлд, что Уайлд.

Да, грех был мой, и я не понял это.
Теперь же лира в склеп заключена,
Где лишь неугомонная волна
О голый берег бьётся без ответа.
Глубокую могилу роет лето.
Себе в долине, вянущей от сна;
И долго ива ждать обречена
Из рук зимы серебряного цвета.

О чем это он? О своем пороке или предсказывая:

Цитата
Ещё не знаю, чтобы он говорил, переживи 1ю Мировую.


И разве такое эстетство не сродни ханжеству? Вот что мне интересно.
shishoq
Разгон пишет о людях, с которыми сталкивался.


Вообще, Уайльд наименее ожидаем в этой ветке ("...Ваши полит.убеждения? - Никаких. Я либерал-центрист..."). Естественнее были бы Честертон или Киплинг. Но раз уж под рукой:

__________
- There are three kinds of despots. There is the despot who tyrannizes over the body. There is the despot who tyrannizes over the soul. There is the despot who tyrannizes over the soul and body alike. The first is called the Prince. The second is called the Pope. The third is called the People.
- When liberty comes with hands dabbled in blood it is hard to shake hands with her.
- The systems that fail are those that rely on the permanency of human nature, and not on its growth and development.

(- Есть 3 типа тиранов. Тот, кто тиранит тело. Тот, кто тиранит душу. И тот, кто тиранит равно тело и душу. Первого зовут царём. Второго - попом. Последнего - народом.
- Если Свобода является по локоть в крови, вряд ли захочется пожать ей руку.
- Те системы рушатся, которые полагаются на постоянство человеческой природы, а не на её рост и развитие.)

__________
- последнее, имхо, перечёркивает всего Маркса &Co. Те, кто застал "развитой социализм", - оценят. (хоть и сказано было о Люд.14ом)

Уайльд видел источники происходящего в самом человеке, а не в социальной алхимии. Чем и интересен здесь. И предсказаниями не занимался, т.к. его максимы - от вечного. Я не спец, но имхо он где-то близок к Ницше. И веди себя приличнее - его помнили бы не только как мастера парадоксов.

Ещё:
__________
- Good intentions have been the ruin of the world. The only people who have achieved anything have been those who have had no int-s at all.
- It is through disobedience and rebellion that progress has been made.
- The aim of life is self-development.

(- Добрые намерения - руины.. Только те достигли чего-то, кто не имел намерений вообще.
- Прогресс вершится через бунт и отказ подчиняться.
- Цель жизни - саморазвитие.)

__________
- Здесь мне видится ответ на многие проблемы современности.

Такие вот "ивы в серебре".
котяра
Ога, видишь интеллектуала - плюнь ему в лицо...
но тогда и мне придется плевать в собственное отражение (по меньшей мере чтоб не поругать свой нелегий обет).
спасибо за буржуйский вариант цитат (не знал, следовательно, знать не хотел)

Вайльд кого еще как не его помянуть в этом топе?
Насчет третьего, раз уж форум о фантастике. Некие братья Стругацкие (что они делаю гацки - это уж каждому решать лично) Аркадий и Борис издаваясь еще тогда, беря в поручители Оскара, объявили данный постулат, сентенцию если Богу угодно. Причем, в гораздо более понятной форме.
так что там Вайльд? Переводной поэт? Переводной эстет? Нерусский интеллигент? Давайте Гомера применим к Турецкой войне? Я лично соберу факты, если кому интересно. (в чем я сомневаюсь)
Цель жизни английских гомосексуалистов интересна очень маолому количеству народа, вот что печално. орды гномов бегающих по пустыне - куда как.

О разгоне не берусь судить, но понаслышке доверяя сети, читать не буду. Меня еще ждет Диккенс.
shishoq
извиняюсь за флуд.
гномы рулят - это факт. и это лучше, чем "англ. гом." smile.gif
Вениамин Фикус
Цитата(shishoq @ 15 March 2008, 1:34)
И веди себя приличнее - его помнили бы не только как мастера парадоксов. 
*


На мой взгляд, его сейчас мало кто знает не потому, что он как-то не так себя вёл, а просто потому, что, к сожалению, всё помнить нельзя. Кого из английскоих классиков того же времени помнят? Вон Голсуорси, вёл себя прилично, и что, его помнят лучше?

Ну и про гномов читать попроще...wink.gif
shishoq
Вот Достоевский Пушкина признал
Лети-ка пташка в наш-ка окоем
А дальше я скажу что делать
Чтоб веселей на каторгу вдвоем

А Пушкин отвечал: Уйди, проклятый!
Поэт свободен, сраму он неймет
Что ему ваши нудные страданья
Его Господь где хочет - там пасет!

prigov
Вениамин Фикус
Вот стихи, они в тему, пожалуй:

* * *

* * *
Любому веку нужен свой язык.
Здесь Белый бы поставил рифму "зык".
Старик любил мистические бури,
таинственное золото в лазури,
поэт и полубог, не то что мы,
изгнанник символического рая,
он различал с веранды, умирая,
ржавеющие крымские холмы.

Любому веку нужен свой пиит.
Гони мерзавца в дверь, вернётся через
окошко. И провидческую ересь
в неистовой печали забубнит,
на скрипочке оплачет времена
античные, чтоб публика не знала
его в лицо - и молча рухнет на
перроне Царскосельского вокзала.

Ещё одна: курила и врала,
и шапочки вязала на продажу,
морская дочь, изменница, вдова,
всю пряжу извела, чернее сажи
была лицом. Любившая, как сто
сестер и жён, верёвкою бесплатной
обвязывает горло - и никто
не гладит ей седеющие патлы.

Любому веку... Брось, при чём тут век!
Он не длиннее жизни, а короче.
Любому дню потребен нежный снег,
когда январь. Луна в начале ночи,
когда июнь. Антоновка в руке,
когда сентябрь. И оттепель, и сырость
в начале марта, чтоб под утро снилась
строка на неизвестном языке.

© Бахыт Кенжеев
котяра
Я кстати почти переметнулся на эту сторону, но не совсем. Тютчева так и не простил, как ему бедному плохо должно быть от этого.
Стихотв. оч. приятное, только если есть там аллюзии, я не допонял. А вроде есть
ИаИа

2 В.Ф.

первая строфа - Белый

вторая - Блок??? Гумилев??? не знаю

третья - Цветаева

четвертая - Тарковский???


угадал??

Вениамин Фикус
Цитата(ИаИа @ 31 May 2008, 16:55)

2 В.Ф.

первая строфа - Белый

вторая - Блок???  Гумилев???  не знаю

третья - Цветаева

четвертая - Тарковский???


угадал??


*


Не вполне.

1 - Белый
2 - Анненский (это он умер на вокзале в Царском селе)
3 - Цветаева

4 - по-моему, вообще абстрактно и безотносительно.
.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.