- - -
Как написать хорошую книгу?
LitForum - Беседы о литературе > Книги > Проза
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Вениамин Фикус
Не секрет, что писать в наше время пробуют многие. Кто-то выкладывает свои тексты в Интернет, кто-то штурмует издательства, кто-то пытается опубликоваться в журналах. Однако количество не только не перерастает в качество, нарушая известный закон диалектики - напротив, и Интернет-ресурсы, предназначенные для размещения собственного творчества - СамИздат, Проза.ру, Фанлиб - переполнены откровенной графоманью, и бумажная продукция по качеству зачастую недалеко уходит от макулатуры.

Что же делать автору, который критично относится к своим текстам и хочет научиться писать лучше?

Читать пособия по обучению писательскому мастерству - такие, как книга Никитина "Как стать писателем" или Фрея "Как написать чертовски хороший роман"?

Обращаться к требовательным редакторам и бета-ридерам?

Читать хорошую литературу в попытках понять, почему у одного писателя получается хорошо, а у другого плохо?

Получать специальное образование - филологическое или в литературном институте?

Что, по вашему мнению, основное, а от чего толку скорее всего не будет?
GerD
Тут надо разделить. Книга - это история, рассказанная текстом. Соответственно, есть отдельно история сама по себе, а есть текст.

Можно ли научиться придумывать истории? Тут, мне кажется, если не умеешь - то и не научишься. Читать книги? Если не умеешь выдумывать, будешь копировать. Образование? А почему же тогда многие востребованные авторы не имеют корочки лит.института? В общем, тут я в затруднении. А ведь не секрет, что отличная история может вытянуть слабый текст. Наоборот тоже, вроде, бывает.

А вот "делать текст" - тут можно набраться опыта. Совершенно очевидные вещи вроде слов-паразитов или тавтологии - даже это многим не очевидно. И тут даже никитинская книжка может стать откровением. Редакторы тоже ткнут носом. И посмотреть, кто и как использует те или иные приёмы можно. И образование "писарчука".

Но толку от отличного текста, если история скучная?..
Vatavna
Во-первых, по Жванецкому, писать только тогда, когда не писать уже невозможно.
Во-вторых, писать только тогда, когда есть что сказать "городу и миру" ( а не тогда, когда хочется денег и славы).
В-третьих, работать, работать до умопосинения ("изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды").
До Никитина о писательском ремесле замечательно писал Паустовский в книге "Золотая роза".
А Самиздат и иже с ними - пусть публикуют, мне это не мешает, а людям хорошо. Это такое счастье, когда можно опубликовать, а там - будь что будет.
Емелюшка
Цитата(Вениамин Фикус @ 10 April 2009, 15:32) *
Интернет-ресурсы, предназначенные для размещения собственного творчества - СамИздат, Проза.ру, Фанлиб - переполнены откровенной графоманью

Было бы странно, если бы они не были ей наполнены smile.gif Место, где можно вынести не суд людской свой "шедевр" безо всяких посредников - да это же просто рай для графомана smile.gif
По сабжу: мне очень нравится определение Хайнлайна "искусство - это повесть об обнаженных человеческих сердцах". И если этого нет - никакая лихо закрученная историй не спасет, в лучшем случае книга стенет "чтивом для подростков" или "обнулятором".
А руководства по технике, на мой взгляд, нужны. Хотя бы для того, чтобы не топтаться по тем же граблям, по которым до тебя прошли сотни и сотни.
GerD
Цитата(Ферштейн @ 10 April 2009, 17:07) *
Цитата(GerD @ 10 April 2009, 15:53) *
Но толку от отличного текста, если история скучная?..

У Чехова так рассказ называется. Да и в большинстве его рассказов – истории скучные.
Но зато их читают и перечитывают.

Скучные? А у меня рассказы Чехова вызывают интерес. Это хорошие истории, поучительные и искренние.
Цитата
Во-первых, по Жванецкому, писать только тогда, когда не писать уже невозможно.
Во-вторых, писать только тогда, когда есть что сказать "городу и миру" ( а не тогда, когда хочется денег и славы).
В-третьих, работать, работать до умопосинения ("изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды").

Парадокс в том, что есть книги, которые НЕ вписываются в эту схему и всё равно востребованы и интересны. Про "хочется денег" я уж совсем молчу, пример Достоевского уже затёрт в сетевых диалогах на эту тему донельзя.

Ну и снова - это лишь общие слова, не дающие начинающему автору ничего кроме расплывчатых установок. Трудись, не занимайся не своим делом, вкладывай душу, бла-бла-бла. Это и ежу ясно.
Цитата
Хотя бы для того, чтобы не топтаться по тем же граблям, по которым до тебя прошли сотни и сотни.

Не знаю, насколько тут применим опыт в других сферах, но для меня учение на своих ошибках всегда давало ни в пример больше, чем на чужих. Внутренняя рефлексия на основе неудачного опыта - вещь обогащающая намного сильнее, чем чужие советы.
Ферштейн
Читать руководства и мемуары писателей. А там уж рассказано, кто чему и как учился.
Ферштейн
А у него рассказы интересные -- истории скучные. Болел матрос, потом умер. Болел врач, потом умер. Болел архиерей, потом умер. Болел сумасшедший, потом умер. Болеет студент, тоже умрёт...
То ли дело О. Генри или Понсон-дю-Террайль.
GerD
Цитата(Ферштейн @ 10 April 2009, 17:23) *
А у него рассказы интересные -- истории скучные. Болел матрос, потом умер. Болел врач, потом умер. Болел архиерей, потом умер. Болел сумасшедший, потом умер. Болеет студент, тоже умрёт...
То ли дело О. Генри или Понсон-дю-Террайль.

Так ведь история это не сухой перечень событий. Это не просто "болел, потом умер", это ещё и как болел, где, кто его окружал, что он чувствовал, etс. Я давно не читал Чехова, но у него по-моему это есть.
Ферштейн
Всё это есть. И всё это до ужаса обыденно.
По-моему под интересной историей понимают что-то необычное. Или невероятная ситуация, или небывалые подробности, или необычное разрешение стандартной ситуации... Нельзя же просто говорить "это история, которую интересно читать".
GerD
Цитата(Ферштейн @ 10 April 2009, 17:41) *
Всё это есть. И всё это до ужаса обыденно.
По-моему под интересной историей понимают что-то необычное. Или невероятная ситуация, или небывалые подробности, или необычное разрешение стандартной ситуации... Нельзя же просто говорить "это история, которую интересно читать".

А только так оно и есть. Есть истории с уймой фантазии и выдумки, которые читать просто неинтересно. А есть совершенно обыденные вещи, которые читаешь с огромным интересом. Т.е. даже в пространстве авторской фантазии нет общих правил. Какое уж тут "Как написать хорошую книгу?"...
Ферштейн
Говорить, что книга должна быть интересной – тривиально.
А вот что делает её интересной... Не "интересная история". И не "захватывающий сюжет". И не "проработанные персонажи".
Какое уж тут "Как написать хорошую книгу?"...
Ну, тут ответ банальный. Писателям удавалось -- их и надо спросить: как вы писали хорошую книгу?
GerD
Цитата
Ну, тут ответ банальный. Писателям удавалось -- их и надо спросить: как вы писали хорошую книгу?

То есть ты уверен, что если я спрошу гениального писателя, в чём секрет хорошей книги, и он мне ответит, то я тоже напишу гениальную книгу? По-моему, совершенно не обязательно smile.gif
Ферштейн
Нет, конечно. Тут вам не математика, как любил говорить наш физрук. Алгоритма, по которому может работать любой дурак, нету. Иначе бы писателей давно заменили компьютером.
Но, возможно, что-то полезное и подходящее ты услышишь. Например, ответ на вопрос, заданный в начале темы: где учились, господин классик?
("любой дурак" -- это не про тебя. Это характеристика алгоритмов вообще.)
GerD
Тут ведь вопрос в том, что русскому хорошо, а что немцу - смерть. Кто-то умные книжки читал, а кто-то не читал. Кто-то на курсы ходил, а кто-то не ходил. У кого-то первый рассказ полный шлак (зато сорок седьмой - шедевр), а кто-то сразу "стрельнул". Послушать умелых людей завсегда хорошо - тут соглашусь. Сам читаю, что мастера в областях говорят. Вот только я бы сказал, что ответ на вопрос, поставленный в теме, несёт не ответ мастера, а обдумывание, рефлексия, пробы подмастерья. И не всегда получается, даже если мастеров послушать. В итоге творчество - это что-то типа шаманства %)
SNOBёнок
Стивен Кинг
"Как писать книги?"

Ответ от мастера своего жанра.
Роберт Ильич
Читать, писать, анализировать.

До моего уровня, конечно, вряд ли дотянете, но какой-никакой результат будет smile.gif
Ферштейн
Советы Кинга хороши, и именно их я имел в виду. Беда в том, что они в полной мере хороши лишь для самого Кинга. Как и с любым писателем.
Мне кажется, полезней всего было бы, если б писатели просто рассказывали, как они написали ту или иную книгу. Вот такой был замысел. Вот с такими проблемами столкнулся. Вот так их преодолел. (Собственно Кинг почти всегда так и делает). Когда писатели и сценаристы учат: писать так и только так – это неадекват.
Принц Теней
Цитата(Роберт Ильич @ 10 April 2009, 19:30) *
До моего уровня, конечно, вряд ли дотянете, но какой-никакой результат будет smile.gif

Вы очень скромны tongue.gif

Вениамин Фикус, на этот вопрос, скорее всего, ответа вы не найдете...
81.2
В любой "отросли", я считаю, необходимо присутствие таланта, помимо "школы" (которой может и не быть), так что он либо есть, либо нет, а все вопросы и советы "как", приобритение писательского мастерство и его обретение сродни камню философскому, вот такое моё скромное мнение, может и субьективное.
Вениамин Фикус
Цитата(Принц Теней @ 10 April 2009, 23:14) *
Вениамин Фикус, на этот вопрос, скорее всего, ответа вы не найдете...

Да мне и не нужен ответ, я читатель и писать не собираюсь smile.gif
shishoq
Vatavna (3) +1

Я слышал эту ист так: к маститому писателю (МЖ? - мне каж кто-то пораньше) подходит "начинающий литератор":
- (Илья Максимович), скажите, а как надо писать?
- ... Можешь НЕ писать?!
- ??? ... ну, могу, конечно...
- НЕ ПИШИ!
smile.gif
shishoq
а ещё у Хема есть рассказ на тему "как я пишу" - оч поучительно - читать обяз! Только вот не помню где и как наз smile.gif
GerD
Цитата(shishoq @ 11 April 2009, 2:51) *
Vatavna (3) +1

Я слышал эту ист так: к маститому писателю (МЖ? - мне каж кто-то пораньше) подходит "начинающий литератор":
- (Илья Максимович), скажите, а как надо писать?
- ... Можешь НЕ писать?!
- ??? ... ну, могу, конечно...
- НЕ ПИШИ!
smile.gif

О сколько юношеской графомани было написано только потому, что у автора зудело и он не мог не писать!! Сколько бездарных стихов, сколько того, что Каганов назвал "она-низмом", et cetera.
Vatavna
Пусть пишут, если не могут иначе. Каганов может говорить все, что ему угодно, но, если счастье человека ни на миллиметр не наступает на других, пусть будет счастлив.
GerD
Цитата(Vatavna @ 11 April 2009, 15:33) *
Пусть пишут, если не могут иначе. Каганов может говорить все, что ему угодно, но, если счастье человека ни на миллиметр не наступает на других, пусть будет счастлив.

Кажется, мы говорили о хорошей книге?
Ферштейн
ГерД, вроде как подразумевалось, что это необходимое условие, а не достаточное.
А дар и так будет непременным условием всегда. Его можно вынести за скобки.
Vatavna
Цитата(GerD @ 11 April 2009, 18:32) *
Кажется, мы говорили о хорошей книге?

Кажется, невозможность не писать была не единственным условием?
GerD
Цитата(Vatavna @ 11 April 2009, 22:31) *
Цитата(GerD @ 11 April 2009, 18:32) *
Кажется, мы говорили о хорошей книге?

Кажется, невозможность не писать была не единственным условием?

Это да. Но я не считаю, что оно вообще условие. Почему бы и нет? Если ты умеешь рассказывать истории - почему этого не делать?
Vatavna
Цитата(GerD @ 11 April 2009, 22:16) *
Если ты умеешь рассказывать истории - почему этого не делать?

Потому что это какой-то равнодушный человек получается. Могу копать - могу не копать. По-моему, это обязательно отразится на конечном продукте. Я, наверное, это почувствую. Собственно, примеры вполне есть, но не хочется начинать приводить, ибо опять окажется, что на вкус и цвет фломастеры разные. wink.gif
shishoq
ну, помимо "не писать" я слышал ещё такой рецепт: "если хош написать хорошую книгу или песню - важно уметь рассказать историю".

а истории, имхо, происходят в основном в реале wink.gif
shishoq
А Хем описывал свой "творч проц" ~ так:
"пишешь расск на 5 стр. Надо - 2. Правишь - вырез длинные описания, побочные сюжеты. Получается 4. Убираешь все определения. Вырезаеш лучшие строчки. Выкидыв вступление и послесловие. Несёшь в редакц. Там тебе говорят, что 2 стр - много, не влезет. Выкид ещё пару абзацев и все прилагательные. Отдаеш. Ред вычёрк ещё 8 стр и - в печать" smile.gif
GerD
А некоторые авторы, наоборот, ничего не режут, даже явно побочные главы и нефункциональные сцены.


Ну и ещё одно. Процитирую Николая Пегасова. Не то чтобы в целом, но в общем посыле я с ним согласен.
Цитата
МТА в фантазиях, или Жизнь без жизни

Продолжу тему инфантилизма в отечественной фантастической литературе, начатую на прошлой неделе. Тогда я размышлял о подростковых комплексах писателей. Сегодня порассуждаю об отсутствии жизненного опыта.

Чтобы художественный текст вышел оригинальным, достоверным, жизненным, он должен пройти через призму впечатлений автора. Впечатления берутся из окружающего мира, а их объем зависит от пережитого. Успех молодых писателей обычно опирается на автобиографические сюжеты и переживания. Им бывает трудно написать второй текст, ведь для этого нужно накопить новый жизненный опыт.

Но в фантастической литературе молодых талантливых авторов (МТА) всё иначе. Они полагают, что смогут написать интересно «из головы», надеясь только на собственную фантазию, богатство которой превышает золотовалютные резервы Китая. На что же опирается эта фантазия?

Как правило, МТА никогда не путешествовал, не общался с творческими людьми, не варился в большом рабочем коллективе, не переживал катастроф и трагедий, да и реальной жизнью во дворе не сильно интересовался. Его жизненный опыт заключается в чтении фантастических книжек разной степени паршивости и просмотре фильмов из репертуара НТВ. Эскапист по своей сути, он садится и пишет плохой эскапистский текст, эдакое попурри из заезженных сюжетов и затертых образов. Если же наш талантище куда-нибудь выберется, скажем, на конвент, то его следующий гениальный рассказ будет населен собутыльниками и коллегами-неудачниками - тем кусочком настоящей жизни, в котором ему довелось поучаствовать.

Безграничная вера в богатые закрома авторской фантазии - вот что губит произведения МТА. Из книг, в которые не вложено ни капли жизненного опыта и переживаний, складывается инфантильная фантастическая литература.

Когда читаешь рассказы Мартина про несчастную любовь, чувствуешь, что с автором происходило то, что он описываешь и достоверность истории увеличивается в разы. Или когда Дивов про армию пишет. Что бы ни писал - всегда там искренне выходит и смешно. Сразу видно: эта часть жизни произвела впечатление.
Правда, встаёт вопрос: когда же наконец дадут вампирам писать книги о вампирах?..
Ферштейн
GerD, всё, чего можешь не делать – делать не стоит. Тут только частный случай известного принципа. smile.gif
А вообще этот совет обычно исходит от сочинителей, притязающих на большее, чем просто травить байки. Кажется, сейчас от книги хотят, чтобы она была не только искусно рассказанным анекдотом, а прикасалась к вещам надчеловеческим или надобыденным. О коих и правда лучше молчать.
Жизненный опыт это, конечно, всё. Но что до достоверности, то её сложно проверить. Я не был под расстрелом, не женился на деньгах, не стрелялся с любовником жены, не проигрывался за картами, не охотился на волка – как судить о достоверности "Войны и мира"?
(впрочем, всё это уже злостный оффтоп)
Мельдар
Я считаю, что нужно читать по-больше литературы. Тренироваться (например на фанфиках), набираться опыта.
Ну, а чтобы стать хорошим писателем нужен ещё и талант smile.gif
GerD
Цитата
GerD, всё, чего можешь не делать – делать не стоит. Тут только частный случай известного принципа.

Но ведь это не так smile.gif По-моему, все подвиги состоят как раз в том, что человек делает то, чего вполне мог бы не делать.
Цитата
Жизненный опыт это, конечно, всё. Но что до достоверности, то её сложно проверить. Я не был под расстрелом, не женился на деньгах, не стрелялся с любовником жены, не проигрывался за картами, не охотился на волка – как судить о достоверности "Войны и мира"?

Интуитивно, как иначе blink.gif
Ферштейн
Напротив. Часто нарочито подчёркивается: "иначе поступить он просто не мог, не имел права" и т. д.. Потому и герой, в отличие от прочих.
GerD
Цитата(Ферштейн @ 12 April 2009, 16:32) *
Напротив. Часто нарочито подчёркивается: "иначе поступить он просто не мог, не имел права" и т. д.. Потому и герой, в отличие от прочих.

"Не имел права" не равно "просто не мог". У нас как у существ со свободой воли есть свобода воли smile.gif И потому из множества вероятностных будущих мы выбираем самые разные - и некоторые воспринимаются как героические. Прав ни у кого никаких нет, но это уже оффтоп.

Давай лучше на примерах smile.gif Есть Конан Дойл, который мог не писать про Холмса после известных событий, и более того - даже и не хотел! Но читатель его взял за шкирку и сказал: умеешь - пиши. И хорошие рассказы вышли. Мне нравятся smile.gif
Siste Vinter
А что понимается под словом "хороший"? Что для одного - шедевр, для другого макулатура.
А вообще здесь два пути. Либо подражать классикам (или какому-то своему идеалу) и ждать, что когда-нибудь напишешь "свое". Либо экспериментировать и искать свою писательскую нишу.
Лично я для себя выделил три основных элемента, присущие "хорошему" произведению (в моем понимании). 1) Яркие герои (имхо, главная беда среднестатистического графомана). 2) Атмосфера (ага, даже слюнявый любовный роман должен обладать оной). 3) Изюминка (то есть, любая идея, которую можно считать свежей, оригинальной, хорошо забытой или хорошо поданной) - чем больше таких изюминок, тем лучше.
Вот и все. Да, чуть не забыл - каждый из этих пунктов должен быть подан читателю под острой приправой, которая называется "фантазия". Если в огороде графомана не растет такой овощ, то боюсь, ему придется несладко на писательском поприще.
Роберт Ильич
Цитата
1) Яркие герои. 2) Атмосфера. 3) Изюминка.

Siste Vinter, у вас исключительно правильный взгляд на литературу smile.gif
Вот, народ, послушайте умного человека.

От себя добавлю, что современное произведение должно обладать хотя бы минимально интригующим, в идеале - сложно закрученным, интересным сюжетом. А вот язык и т. н. литературная идея - дело десятое, хоть об этом тоже не стоит забывать.
Tyz-In
Можно более конкретно про эти составляющие? Яркие персонажи и наличие атмосферы в произведении-слишком общие рекомендации.
GerD
Цитата(The inquisitor @ 12 April 2009, 20:49) *
Можно более конкретно про эти составляющие? Яркие персонажи и наличие атмосферы в произведении-слишком общие рекомендации.

Вот-вот. То что в произведении должны быть персонажи, мир, сюжет, интрига и проч., и проч. - как я уже говорил, понятно и ежу. Вопрос в том, какими средствами достигается яркость и атмосферность. Какие приёмы для этого используются, и где этому можно научиться.
Роберт Ильич
Так вот сходу, одним постом, ничего не объяснишь. Требуются месяцы и месяцы упорных и потных, с сальными волосами и запахом из-под мышек трудов. Прямо у вас под носом есть один из крупнейших в рунете ресурсов на эту тему:

Как написать книгу

В свое время мне эта тема изрядно помогла. Только читать нужно ВСЁ, без разделения на интересно/не интересно или с отговорками типа "без вас знаю".

От себя порекомендую, по убыванию, "Мое дело" М. Веллера, "Как стать писателем" Ю. Никитина, "Как писать книги" С. Кинга, "Слово живое и мертвое" Н. Галь.

Но самое главное - читать, читать не только классику, как говорят многие, а то станешь занудой, но и попсу, и женские романы, и даже кислотный мейнстрим типа Чака Паланюка и Рю Мураками. Чем шире диапазон - тем лучше.
GerD
Цитата
В свое время мне эта тема изрядно помогла.

А можно нескромный вопрос - насколько? В смысле, раз помогла, значит, вы что-то хорошее написали, и я думаю всем будет интересно: что?
Вениамин Фикус
*храню политкорректное молчание*
Роберт Ильич
Цитата
значит, вы что-то хорошее написали, и я думаю всем будет интересно: что?

Идите в профиль - там все есть, добро пожаловать smile.gif Знакомство рекомендую начать с "Дома престарелых" и "Ловушки для папарацци".
GerD
Цитата(Роберт Ильич @ 12 April 2009, 23:26) *
Цитата
значит, вы что-то хорошее написали, и я думаю всем будет интересно: что?

Идите в профиль - там все есть, добро пожаловать smile.gif Знакомство рекомендую начать с "Дома престарелых" и "Ловушки для папарацци".

Простите, но это всё СамИздат. У вас есть книги?
TooM-MacH
Цитата(GerD @ 12 April 2009, 21:27) *
Цитата(The inquisitor @ 12 April 2009, 20:49) *
Можно более конкретно про эти составляющие? Яркие персонажи и наличие атмосферы в произведении-слишком общие рекомендации.

Вот-вот. То что в произведении должны быть персонажи, мир, сюжет, интрига и проч., и проч. - как я уже говорил, понятно и ежу.

Да ничего не понятно. В произведении этого может и не быть. Это хорошо, если есть. Но может быть гениальное произведение с неинтересными персонажами. Или с отсутствующей интригой. Может быть литературное произведение вообще без всего - кроме хорошего языка и оригинальной идеи. Для зарисовки или даже для рассказа - это вполне покатит.

Роберт Ильич
Вы бы... того... поскромнее, что ли?
GerD
Цитата
Да ничего не понятно. В произведении этого может и не быть. Это хорошо, если есть. Но может быть гениальное произведение с неинтересными персонажами. Или с отсутствующей интригой. Может быть литературное произведение вообще без всего - кроме хорошего языка и оригинальной идеи.

Просто эти вещи - персонажи, мир, интрига - это то, что можно научиться делать. Это очень хорошо видно на примере западных сериалов, как один и тот же сценарист, качуя из проекта в проект, умудряется очень не слабо расти именно в этих вещах - вроде интриги или персонажей. А вот оригинальную идею выдумывать научиться крайне затруднительно. А потому имеет смысл рассматривать в срезе данной теме лишь то, на что можно себя "натаскать".
TooM-MacH
Цитата(GerD @ 13 April 2009, 0:21) *
Цитата
Да ничего не понятно. В произведении этого может и не быть. Это хорошо, если есть. Но может быть гениальное произведение с неинтересными персонажами. Или с отсутствующей интригой. Может быть литературное произведение вообще без всего - кроме хорошего языка и оригинальной идеи.

Просто эти вещи - персонажи, мир, интрига - это то, что можно научиться делать. Это очень хорошо видно на примере западных сериалов, как один и тот же сценарист, качуя из проекта в проект, умудряется очень не слабо расти именно в этих вещах - вроде интриги или персонажей. А вот оригинальную идею выдумывать научиться крайне затруднительно.

Не то, чтобы затруднительно. Это вещи одного плана. Человек, растущий как "творец персонажей" мог бы так же успешно расти как "творец глобальных идей". Просто есть быдло-менеджерский подход, который полагает смещение общей концепции (а так же, обычно, стилистику, ориентацию на нетупую аудиторию и т.п.) - вещью рискованной, не всегда окупающейся, и оттого быдло-неэффективной. То ли дело - использовать миллион раз прокатанные концепции и образы, добавив туда щепотку быдло-отличий, чтобы в судах по копирайту не затаскали. Это не творческая закономерность, это быдло-подход в быдло-традиции быдло-творцов.

Цитата
А потому имеет смысл рассматривать в срезе данной теме лишь то, на что можно себя "натаскать".

На "натаскать" у нас уже есть тема, на неё Роберт Ильич ссылается. Тут лучше таки обсуждать теоретический аспект.
Роберт Ильич
Цитата
Роберт Ильич
Вы бы... того... поскромнее, что ли?

Не надо меня учить.

Цитата
Но может быть гениальное произведение с неинтересными персонажами. Или с отсутствующей интригой.

Конечно, может быть. Все может быть. Но интересно такое произведение будет только узкому кругу любителей. Назовите хоть одну вещь без сюжета, персонажей или, хуже того, без атмосферы, которую читают миллионы.
.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.