nov_vel, приветствую. Рассказ отлично подошел бы и к текущему Креативу. Волнующая сильная вещь о самом страшном, что может быть в жизни человека - о неизбежности и невозможности бороться с предопределённостью в судьбе.
В большой форме ты развернулась на полную катушку
Прописав образ каждого персонажа, почти не оставляя место мне для догадок.
Теперь я понимаю, почему мне так нравились твои рассказы в более малой форме. В них было так много скрыто, что я мог спокойно заглядывать во всё новые и новые слои. А в большой форме ты расписала всё от и до. Даже жалко немного
Единственное, что можно заявить как недочёт, - рассказ идёт не по восходящей, а наоборот. Обороты в начале максимальные, а под конец - совсем сбавлены. А ведь большая форма, наверное, тем и отличается, что в малой можно обойтись без интриг, заигрываний с читателем, он, скорее всего, дочитает. В большой же форме его нужно держать в рассказе на всём протяжении.
Ты повышала градус до главы со Сталиным, отчасти был спад и в истории Александра. В концовка так вообще резкий спад, несмотря на сильный отрывок с Надеждой Аллилуевой. Может всё дело в том, что все истории были о правителях, которых мы знаем, но не так хорошо, как «злодейства» Сталина. Поэтому им сопереживали больше, нежели ему, поломавшему столько жизней.
Рассказ читается легко. Зная историю, можно легко предугадывать каждый смысл, извлекаемый из каждой истории. Наверное, правильно каждый отрывок отличается от другого и стилем. Мы будто в музее переходим от одной картины к другой. Яркая с Петром, бледноватая, скупая с Екатериной, консервативная с Александром, и серая, давящая со Сталиным.
Ещё за счет историй и проклятия, которое их всех объединяет, хорошо смотрится название. И общепринятое выражение, что «власть пьянит», в рассказе получает стопроцентное подтверждение. Не рассказ, а теорема с чётким доказательством
Ведь власть пьянит не только Белоглазых, но и правителей, о которых нам рассказано.
Наверное, немного разберу каждую из глав.
Пётр. Отрывок начинается с тревожных описаний. Много предвестий беды, природа чувствует, что скоро произойдёт что-то нехорошее. Пётр создан узнаваемым, но для меня неожиданным. Как-то у всех отложено в памяти, что он человек без тормозов. Нет, здесь он с тормозами. Видно только, что деятельный очень. И не то что патриот квашенный, а настоящий. Когда он сказал, что народ уберечь хочет, я по тексту ему поверил.
Екатерина-Орлов. Случайно недавно попал на акцию газеты «Комсомольская правда». Вместе с ней давали маленький рекламный томик. Мне попался Радзинский. Одна из историй была посвящена княгине Таракановой. Может, поэтому у меня невольно сравнение произошло. Как похоже описание любви, невольно зародившейся, и описание дворцовых интриг, в которых сам чёрт ногу сломит. Отрывок берёт своей человеческой историей. И, наверное, из всех эпизодов вызывает наибольшие чувства, вроде жалости, сочувствия. Уж слишком много было доверия и слишком глупым вышло предательство. И всё же из-за неизбежности судьбы.
Александр-Филарет. И снова безнадёжная ситуация. Обыгрыш исторического события и мифа о бегстве от трона императора. Каждый из отрывков заканчивался жертвой, но если в случае с Петром и Екатериной жертва была предсказуема, то декабристы стали для меня неожиданностью. Почему-то эта жертва воспринялась более легко. Наверное, потому, что в тех случаях люди оказывались жертвами невольными. А тут пять героев шли на риск осознанно. И как бы то ни было, но их смерть сильно изменила Россию. А Александр… Его поступок не достоин мужчины, но раз так случилось в рассказе, значит случилось. Наверное, правильно введён в отрывок человек от церкви. Вроде, как не можем мы его судить. Ему Бог судья и он ещё перед ним за всё ответит.
Сталин. Пожалуй, самый противоречивый отрывок. Сталин местами узнаваем, особенно когда пугается открываемой двери. Местами его образ раскрыт крайне необычно. Его история также не лишена трагедии, но почему-то воспринимается не с таким сочувствуем. Как я уже говорил, может потому, что хочется сказать: «Так тебе и надо». Но с другой стороны, так здорово в самом конце показано его одиночество, что хоть немного, но пожелать его хочется. Что бы они творили, им, как и обычным людям, иногда хочется оказаться рядом с близким, любимым, понимающем человеком. Они тоже могут быть слабы, и в своей слабости тоже могут отчаиваться и отдаваться в руки отчаяния.
По сюжету, в его эпоху случилось то, что спасло Россию от дальнейшей кровавых жертв. Считаю это символичным. Ведь была Великая война, и тоже победу принёс обычный солдат.
Не могу сказать, что ожидал такую развязку, что простой человек сможет снять проклятие Петропавловки. Но прочиталось и принялось как нечто должное. Блокадный Ленинград описан просто потрясающе.
Объяснения от Белоглазых меня немного разочаровали. Ведь мистика сильна тем, что таит в себе загадку. А когда не остаётся место тайне и всё объяснено от и до, то и ощущение немного сглаживается. Нет место сомнению, нет места ожиданию чуда, пусть оно и случилось.
Итого: одна из сильнейших работ нынешней Большой прозы. Наверное, больше остальных соответствует теме и по объёму проделанной работы заслуживает первых мест.
Удачи на конкурсе!