Прошу прощения, что так долго. Дела-дела-дела, но зато лучше поздно и по делу, чем сразу и без толку
Итак, рассказ предельно простой и понятный. Люди из мира победившего нацизма, насквозь пропитанного лживой пропагандой, осознают истинное положение вещей. Происходит ломка сознания и, как следствие, человеческая трагедия.
Всё описанное в рассказе выглядит очень злободневно и легко переносится на нашу современную реальность, частенько приходится сталкиваться с похожими проблемами неприятия и враждебности. Но злободневность злободневности рознь. Несмотря на её наличие, отзыв получится, скорее всего, негативным. Не пошло, как говорится.
Рассказ не зацепил и даже совсем не понравился. Прежде всего, лично мне не хватило новизны в раскрытии обозначенной выше темы. Да и остроты в описанных событиях нет никакой, как-то всё поверхностно показано. Ощущение того, что всё это уже где-то было, не оставляло меня ни на секунду. По-моему, вы собрали все штампы, которыми обычно описываются ужас и глупость такого явления, как национализм. Идея рассказа ведь вовсе не нова, можно много вот так навскидку всего вспомнить. И у вас всё то же самое классическое воплощение, никакого нового взгляда, переосмысления не предложено. Мне вот особенно нравится воплощение данной идеи в старом НФ-романе Лонгиера «Враг мой». По нему сняли хороший фильм, правда, зачем-то добавив политический окрас...
Могу оправдать свою оценку рассказа только тем, что у вашей задумки (сложившейся ситуация) и заложенного посыла всё же есть неплохие перспективы. Надо только добавить что-нибудь погорячее, а то в рассказе некому сопереживать. Ни жертвам, ни солдатам, ни партизанам. Да и Генриху совсем не сочувствуешь, совсем не жалко его. Имхо, конечно.
Герои в рассказе показаны обычными людьми, но их поведение чересчур схематично и выверено автором. 100% предсказуемость каждого. Тот же флешбек, яркая деталь, при ближайшем расмотрении кажется каким-то заюзанным штампом: «Вот мне папа как-то рассказывал в детстве, а я всё думал, думал об этом и наконец-то понял…»
Зато в героях нет этого поднадоевшего штампа, вроде тупой фашистской надменности и необъяснимой жестокости. Люди, обычные люди. Также, что меня очень радует, они лишены арийского пафоса, который обычно бесит своей неестественностью. Ваши герои просто пытаются понять, как им поступить и для чего вообще всё это было затеяно. Но и не забывают иногда закрываться за тем, что они солдаты и должны выполнять приказы. Это хороший момент, кстати, достоверный, ведь всегда проще свалить всё на других и не отвечать за содеянное.
В общем, второстепенным героям не хватает яркости. Такое типичное мясо, которое произносит отведённые им по роли реплики и в конце умирает. Хотя все более-менее раскрыты.
Может в меньшей степени раскрыт образ Ганса, который в итоге сыграл ключевую роль, точнее его смерть окончательно помогла Генриху разобраться в себе. Но при этом помочь то помогла, но у читателя отклик вызвала нулевой. Ганса не жалко, поэтому Генриха полностью не понять. Чего он переменился, смерти не видел, будучи немецким солдатом? Хотя по идее их всех четверых должно быть жалко, ведь их вины в случившемся нет. Они просто родились не в то время и не в той альтернативной реальности
О героях всё, теперь о композиции. У меня возникают сомнения о необходимости отрывков интервью. Зачем они? Я понимаю всю символическую и смысловую нагрузку, которую они несут. Да, это красиво, когда к прозревшему грешнику приходит как на исповедь настоящий ангел. Но если убрать символику, вспомнить о времени и мире, в котором разворачивается действие, то возникает вопрос: «Зачем?» Зачем Система рискует, зовёт репортёра, который выяснит истину, и, наверняка, разболтает близким друзьям и коллегам. А там по цепочке слухи быстро распространяются… Система таких оплошностей не допускает.
Если позволите, скажу, как бы я сам написал. Есть же правило, что заключённым перед казнью приносят последний обед, сигарету. Могли нарочно Генриху газету подсунуть, где его поступок был бы подан в извращённой перевранной форме. Там и фотку ангела-репортёра, автора статьи, можно было бы вставить. А герой, читая, начал бы вспоминать и, обращаясь к фотке ангела, вести внутренний монолог, обращённый к ней, поведав, таким образом, нам, читателям, истину о тех днях. И мы бы увидели его перерождение, полное неприятие идеологии нацизма, согласие с позицией отца и тд. Может, так бы могло возникнуть настоящее сопереживание к Генриху. А может и не возникло бы, кто знает?
И в заключении, о тексте. Он заметно невычитанный, особенно, явная проблема со знаками препинания. Например, в первом же предложении вводное слово не выделено запятыми. Далее по тексту также вы пренебрегаете запятыми, но любите тире. Не всегда выделяются запятыми деепричастия.
Хотя надо признать, что сложные предложения вам удаются. Мысль ни разу, читая их, я не потерял.
Ну, и более мелкие придирки, которыми пестрит текст. Вроде «наивное выражение глаз», «Генрих опустился над картой», «заспешил вперёд» и тому подобное.
Вроде всё, что надумал, сказал. Без обид
Удачи!