- - -
Философия и религия
LitForum - Беседы о литературе > Культура, Общество и Мы > Пресса и публицистика
Капитан Копейкин
Философия и религия

Фундаментальные общечеловеческие концепции, касающиеся самых основ мироздания, развития Вселенной, начала ее и конца, могут быть выражены с одинаковой полнотою через различные и даже, казалось бы, исключающие друг друга системы понятий: материализма - идеализма, атеизма – религии… Разное понятийное оформление, суть - одна.
Все мировоззрения, создаваемые сотни и тысячи лет лучшими из людей, различным образом отражают единый наш мир, общий для всех, и предлагают различные способы нашего бытия, познания и развития сущего.

Задачи философии и религии одинаковы. Они призваны дать людям такое мировоззрение, которое максимально отвечало бы объективному назначению человека и человечества, нашей мировой Миссии. С этим мировоззрением должно быть удобно и эффективно жить. Оно должно давать направление жизням, ориентировать их на уверенное и соразмерное развитие Целого.

Религия - естественная, органичная форма объяснения мира, имеющая глубокие корни еще в природе до человека.
Ее появление тесно связано с возникновением психики и сознания, которые возможны только при наличии веры в то или иное объяснение сущего - всего, чему являемся мы свидетелями и в чем участвуем. Хотя бы простейшее объяснение: мир существует потому, что он существует! Но, чем выше сознание, тем сложнее вера его.
Уровень осознания Бога соответствует уровню развития вида и его положению в мире.

Религия - первая форма объяснения мира. Философия дополняет религию, ставя перед собою задачи не только объяснения, но и целенаправленного развития мира. В истинном понимании их высокого назначения между философией и религией нет различия и нет исторического разрыва.
Каждая нарождающаяся религия или же философия первоначально - гипотеза, предлагающая какое-то новое объяснение мироздания. Одни, немногие, выдвигают гипотезу, и, если та в каком-то смысле оказывается удобной, другие, многие, принимают ее и строят из гипотезы веру. Для всех.
Со временем вера вырождается в догмы и ортодоксию. Тогда возникают гипотезы новые, часть из которых опять становится верой. И так может быть - без конца!..

В последние времена учения о развитии мира, не помещаясь в рамках ортодоксальных религий, пошли по пути атеизма. Но отсутствие веры - самообман. Любое мировоззрение - схема идеального мира, построенная на вере в определенные взаимосвязи, только в какой-то мере подкрепленные опытом.

Утверждение, что "религия - порождение страха", оскорбительно для человечества. Не страх, а необходимость комплексного осознания, объяснения мира породила религию и, одновременно с нею, сознание. Атеистическое объяснение мира - просто другой вариант объяснения окружающего.

Животным и человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо ориентироваться в среде. Для выживания и, тем более, преобразования мира сознанию нужны точки опоры, надо иметь достаточно стабильный мир идеальный, отвечающий материальному. И субъект строит его на каркасе из основных, краеугольных понятий – заповедей и аксиом. Этот каркас и есть вера, единая для многих людей. В рамках нее люди создают индивидуальные, динамичные структуры психики и сознания. Чем сложнее окружающий мир и организм индивида, тем обширнее, совершеннее вера. И, чем сложней вера, тем больше может она вместить индивидуальных, динамичных конструкций.

Религия - высшая форма веры. Она объясняет человеку, зачем он живет, работает, рожает детей, подкрепляет его, руководит им. Указывает наше положение в мире, ориентирует "я" во Вселенной, дает версию смысла существования.
К этому призвана и философия; но она расширяет стоящие перед человеком задачи. Мы должны не просто существовать, но познавать и развивать мир! - утверждает она.

Философия пытается объяснить то, во что принято верить.

Философия - синтез науки, религии и поэзии; поэтическая вера в науку; искусство на базе знаний своего времени прозревать будущее.

Философия - творение веры "научными методами".

Мировоззренческие концепции, которые не становятся верой, религией, называются философиями.

Материализм построен на субъективном, отталкивается от данных нам органов ощущений и разума - конкретной ограниченности самого человека и изобретенных им средств познания и развития.
Идеализм пытается расширить эти границы, перешагнуть через рамки доступного опыта, объединить представляющееся нам прерывным в единое, конечное и временное связать с бесконечным и вечным.
Материализм и идеализм - не антагонистические, но взаимно дополняющие друг друга концепции, которые могут быть слиты в одно единое мировоззрение.

Материя - основа всего. В том числе, человека. И в философии надо отталкиваться от базы - материи, а не от следствия - человека.
На протяжении истории, философски осмысливая мир, человечество, по сути, осуществляет познание материей себя самое. Развитие философских концепций, с одной стороны, являет собою приближение к истине (приближение структуры идеального мира к структуре мира материального), это - познание материального мира; а, с другой стороны, нацелено через развитие идеального (создание нового в идеальном) - на развитие материального мира.
Самопознание и саморазвитие материи являют собою два главных направления мировой воли и, в частности, философии активного мирового начала, достигшего наивысшего собственного развития в человеке.

В философии, как в религии, есть пророки, верующие и служители. Человек, создающий или открывающий новое, - пророк; не раздумывая принимающий что-то - верующий; хранящий и разъясняющий веру другим - служитель.
Такое разделение можно распространить на все сферы интеллектуальной, духовной человеческой деятельности.

И через тысячу, миллион или миллиард лет, какую бы форму ни принимал Разум, он, весь или какие-то его части будет верить, что Бог существует. Потому что и тогда останется необъяснимое и непознанное. Только когда необъяснимого не останется, наступит конец всему. Он даст Начало.

об авторе:
Виталий Иванов, Санкт-Петербург, Россия
e-mail автора: iva0@bk.ru

Напишите, что Вы об этом думаете.

P. S. Собственно, это палка в колеса Анонимному Маймониду *снимаю шляпу* smile.gif
Поскольку я не обладаю должным авторитетом в данном вопросе, то привожу научную статью компетентного автора, близкого к моим взглядам. Считаю, что это вполне может снять все противоречия biggrin.gif
Альтазир
Цитата
Материя - основа всего. В том числе, человека. И в философии надо отталкиваться от базы - материи, а не от следствия - человека.
На протяжении истории, философски осмысливая мир, человечество, по сути, осуществляет познание материей себя самое.
Что такое материя?
Капитан Копейкин
Вещество или поле smile.gif Объективная реальность, существующая независимо от сознания человека
Альтазир
Квантовая механика наводит на размышления, есть ли такое вообще. Принцип неопределенности, всякое такое....
В частности, вопрос пребывания данной частицы в данном месте сильно зависит от того, когда проводили измерение.
Не то, чтобы это было антиматериалистично, но наводит на размышления.

Абсолютно нет согласия, что зависит от сознания человека, а что нет, мне так кажется. Для религиозного (в "авраамическом", например, смысле) человека существование Бога не зависит от сознания людей; для буддиста вещество или поле есть вопрос конвенции, договора сознаний, как я понимаю.
Огромный принц
Вот радость: пришёл Иванов и всем всё объяснил!
Главное, фиг проверишь, что там появилось раньше - религия или философия. Первоисточников чивойто не сохранилось.
Правда, первые из сохранившихся сведений по этому поводу говорят о том, что изначально философией была вообще наука.
Наука это что? Это система знаний. Знания есть у любого живого существа. Вон всё исследуют: думают животные или не думают?
В смысле, насколько осознанно их знание и возникает оно только в результате опыта или ещё и путём размышлений? А про религию
у животных никто не спорит, ибо просто не додумались пока до возможности её существования. На шатком фундаменте стоит
всесильное учение Иванова, однако. Поэтому обсуждать детали уже и не хочется. Разве что в разделе "Фантастика".
Капитан Копейкин
Цитата
пришёл Иванов и всем всё объяснил!

Привели Иванова smile.gif Это одна из точкек зрения, не более того, и я её разделяю. По-моему, доводы логичны.
Цитата
Главное, фиг проверишь, что там появилось раньше - религия или философия.

Здесь вопрос не об этом, а что первичнее и дан либеральный ответ wink.gif
Откровенно говоря, ранние формы религии - шаманство, идолопоклонство, анимизм всегда сопутствовали человеку.
Цитата
На шатком фундаменте стоит всесильное учение Иванова, однако.

Почему сразу учение?? Изложите Вашу фундаментальную гипотезу.
Альтазир
Цитата
Откровенно говоря, ранние формы религии - шаманство, идолопоклонство, анимизм всегда сопутствовали человеку.
Почему это "ранние формы"?
Идолопоклонство - это не религия, а одна из ее возможных черт. Например, в Индии только реформированный вайшнавизм стал говорить о "материальности богов", уже в нашу эру. То же и с анимизмом, по-моему.
А шаманизм - это искусство общения с духами, что-то вроде волшебства, огрубленно, хотя все более тонко. Это может сочетаться с официальным культом, например, с буддизмом (у бурят) или христианством (чукчи).
По-моему, так.
Капитан Копейкин
Все, что я перечислил относится к примитивным верованиям, и, по определению, к ранним формам религии smile.gif
З.Ы А на аватарке Вы сами или нет?
Альтазир
Нет, на аватарке существо, называемое avatarа.

Цитата
Все, что я перечислил относится к примитивным верованиям, и, по определению, к ранним формам религии
Во-первых, я не понимаю, почему речь идет о примитивизме. Тот же индуизм вовсе не примитивен, несмотря на идолопоклонство. А шаманизм вообще очень запутан.
Во-вторых, не думаю, что сторонники шаманизма воспринимают его как "веру", скорее, как искусство, вроде поэзии.

Кроме того, мне не очевидно само определение, поскольку я не вижу связи между временем возникновения и примитивностью.
Капитан Копейкин
социология дает ответ
Альтазир
Марксизм-ленинизм тоже...
Но "и тем, кто не был в колхозе, что-то не верится",
Огромный принц
Цитата(Scolot @ 14 July 2010, 8:07) *
Изложите Вашу фундаментальную гипотезу.

Если я говорю, что бабушкина ватрушка мне не нравится, обязан ли я при этом иметь вкусный тортик? Нет у меня фундамендальной
гипотезы и даже переносной гипотезы - времянки. Меня это устраивает больше, чем считать науку приложением к религии.
К примеру, Пифагор - основатель философской школы с большим числом приверженцев, и при чём тут религия? Ну, для
марксистско-ленинской философии сделано невнятное полуисключение, а куда деть "три источника"? Господин Иванов
игнорирует всё, что ему не нравится. Ну не убеждает, прости, Господи!
Альтазир
К слову.
Цитата
К примеру, Пифагор - основатель философской школы с большим числом приверженцев, и при чём тут религия?
В смысле? Разве корни пифагорейского учения не в орфизме?
Огромный принц
Цитата(Альтазир @ 14 July 2010, 22:20) *
В смысле? Разве корни пифагорейского учения не в орфизме?

Учитывая, что Пифагор не оставил рукописей или печатных трудов, абсолютной достоверности нет. Известно, что пифагорейцы
изучали орфизм. Однако, основа учения Пифагора, как принято считать, есть число. Это подтверждается тем, что пифагорейцы
скрывали от всего мира отсутствие (в их понимании) числа корень из двух: рушились основы философии. Весь материальный и духовный мир основан на числе. Гараклит полагал, что это мистика, а не религия. Кстати, пытаясь поставить себя на место наших далёких предков, я скорее прихожу к мистицизму, чем к религии. А без философии никакой самой первобытной общины не представляю.
Истины же нет и не будет, как в вопросе о начале и конце вселенной во времени и в пространстве.
Альтазир
Цитата
Гараклит полагал, что это мистика, а не религия.
Ну, не знаю, по-моему, это терминологический вопрос.
По-моему, орфизм куда ближе к религии, чем гражданский культ олимпийцев.
.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.