Начну с первого впечатления.
В целом понравилось. Правда сюжет развивается как-то неровно. Всю первую половину рассказа почти ничего не происходит, оттого по-настоящему интересно становится лишь начиная с середины. То есть завязку понимаешь практически перед самой развязкой. Конечно, я понимаю, что хмурое начало нужно для создания "правильной" атмосферы, причём этой цели оно добивается весьма успешно. Однако каких-то других функций оно, как мне показалось, не выполняет.
Например, как уже говорили, стоило чуть подробнее описать
Цитата
Кем был Grom…
Из рассказа этого не понять.
Был грустным - "Почему?"
Умер - "Как?"
Это детали, но без них получается, что Grom и раньше был практически виртуальным персонажем, про которого даже его хорошие знакомые почти ничего не знали (не говоря уже о читателе).
Со второй половиной рассказа дела обстоят лучше. Здесь и действие, и динамика, и информация, и эмоции, и мораль и много чего ещё. Но вот тут возникает главный вопрос: "А фантастика ли это?"
Кажется, у Юлия Буркина есть цикл новелл, где в будущем создают цифровую копию группы Битлз, но ведь уже в ближайшее время собираются провести концерт, где недостающие участники легендарного квартета выйдут на сцену в виде 3-D моделей. Техника, стоящая на грани фантастики, на мой взгляд, уже не является фантастикой. Конечно, в рассказе всё немного по-другому, но создать виртуальную личнось для общения на уровне чатов и форумов - не самая сложная в техническом плане задача.
Но это всё не более, чем поверхностное мнение, возникшее после первого прочтения.
Что же я понял, хорошенько поразмыслив?
Поразмыслив я пришёл к совсем другому выводу.
По доброте душевной, я считаю, что "Автор не ошибается, у Автора всё продумано". То есть, если во всех нестыковках, выявленных приповерхностном взгляде, искать подсказки к постижению скрытого смысла, то рассказ предстаёт в совершенно ином свете.
Возьмём ключевую фразу, замыкающую первую часть:
Цитата
Кому есть дело до настоящей жизни?
Если обыграть её, проводя аналогии с финалом, можно прийти к выводу, что и в так называемой "реальной жизни" человека нет, есть мудрёный бот, изо дня в день выполняющий на работе некие функции. И в конце его прорывает на человеческий крик:
Цитата
Есть здесь кто живой?
Но из-за того, что кричит он не в своей конторе, а всего лишь в сети, становится ясно, что человека на самом деле нет, что боты победили, но это уже совсем другая история.
Alfring, извините, если я преждевременно раскрыл идею рассказа. До таких глубин читатель должен добираться сам, но ведь не всякого правила "круговой поруки" заставляют думать и вчитываться между строк