- В чём сила брат?
- В Причине Нео, в Причине. Кто знает Причину, тот управляет миром.
Специально не стал бросать свои комментарии, потому что любой мой комент свёлся бы к спору. Такой, к примеру, мог зародиться в начале: математики и гуманитары. Моя цель была другой. Моя цель была выявить "сухой остаток", что больше всего затрагивает нас, искушённых читателей. Про тех кто упирается в отрезанную голову я молчу.
Причина друзья, причина, это не просто громкие слова. Она есть всегда, она рядом, она неподалёку, найти её очень сложно, но она есть. И спасибо всем тем кто поборол все свои восторги и задумался, что же это за обаяние дурацкое, одна книга тянет, другая нет. Одного автора читают, другого нет. А ведь вобщем-то он пишет не хуже.
Отдельное спасибо и мой низкий поклон to Adana, за великолепную фразу: На самом деле Причину, наверное, очень трудно объяснить... Это как Любовь - если можешь объяснить, за что любишь, то значит не любишь вовсе. Так и с Книгой. Её просто любишь.
Просто я влюблён и никак не могу понять, за что её люблю. Аналитический мозг- это великий дар и великое проклятие. Спасибо Adana.
Топик про Матера и Маргариту был своеобразным социологическим опросом. Надо сказать, что я рассчитывал на то, что ответов будет больше. Но, по-видимому, многие просто не стали высказывать то, что уже написано другими. Иной Причины я не вижу. Что ж данного материла тоже на многое хватит.
Я здесь комментирую только ваши фразы, думаю книгу можно любить ещё за очень многие вещи, но это соц. опрос, поэтому никакой голословности не будет, просто несколько комментариев, выводов заставляющих (надеюсь) задуматься. Также я заведомо не акцентирую внимание на репликах, восхищающихся талантом писателя. Это мимо, талант, он либо есть, либо его нет. Любовную линию я отнес сюда же. Т.к. о ней все пишут, а получилось только у Булгакова
. Цель же этого топика - выявить главные черты по-настоящему Великой книги (Не обязательно М&М). Что бы потом знать, на чём акцентировать внимание в своих собственных творениях.
Ну что ж, приступим.
Мастер - пропал. Логически рассуждая - куда могут пропадать люди,а? Вот то-то... (ЧИТАТЕЛЬ)
Читатели вообще в восторге когда сам разгадывает какой-нибудь сложный символ, или находит ответ на туманно поставленный вопрос. Но тут сразу встаёт проблема - ведь многие не найдут.
Цепляет... Компиляция Библии, Фауста и откровенной буффонады. Надежды на лучшее в самом мрачном из миров. У каждого человека есть точки (как в иглоукалывании) - сострадания, страха, смеха и пр. Вот как опытный пианист Булгаков по этим клавишам и влупил. (ЧИТАТЕЛЬ) Ну тут понятно - найти то, что затронет читателя за живое, то, что его волнует. Дальше яркие контрасты, скрытые, открытые противоречия. Ну, про надежду на лучшее я вообще молчу - все знают феномен Масяни, а бесконечный оптимизм - его главная составляющая. Юмор,по-моему, всё же стоит на втором месте (прошу не комментировать, не та тема).
Единственное, что восхитило в книге - сцены с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри. Написано восхитительно и настолько интересно, что просто нет нет слов, одни эмоции. (Юлия)
Похожих реплик много. Из них следует, что читателям нравится ... А что собственно интересного в разговоре Понтия Пилата и Иешуа? Чем он отличается от обычного повествования. Что там такого притягательного, да и вообще, почему нам, к примеру, так нравиться слушать, зачастую неприменимые к реальной жизни фразы мудрецов, из восточного кино, почему без Пифии, Матрица потеряла бы половину своего очарования, почему мы обожаем умствования доктора Ганибала Лектора, зачем нужен мастер Йода, почему аффоризмы Базарова живут независимо от книги, почему Дональд Шимода покоряет нас с первой минуты. Кто знает причину.... А ведь они уже управляют, все эти Братья Вачовски, Лукасы и прочие, они рулят миром направо и налево. Так чем же мы, будующие Стругацкие (надеюсь ниже никто не метит), хуже их? Ну дак что, напишем кто что думает по этому поводу. Что же в них общего? Чем они нас так притягивают? И как бы самому придумать нового ***. Вместе напишем, вместе обсудим.
Книга затрагивает много проблем, они очень разные. Да хоть взять начало: " я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо..." (Arven) Ну, про подобные фразы я уже сказал выше. А вот многопроблемность - это другое. Чем грешит большинство современных, серьёзных романов, в том числе в жанре фэнтези, тем, что там "разгоняется" лишь несколько мыслей, причём они зачастую предсказуемы: главная мысль, вышитая золотыми нитками, какая-нибудь любовная, ну и пара тройка других, не больше. Многоплановости, масштабности нет.
Далее, много восхищённых слов о проделках Коровьева с Бегемотом. Вот он где, юмор то. Без него нельзя. В Бегемоте многие видят себя. Вообще он очень яркий, но всё же типовой персонаж, хотя в чистом виде такие попадаются довольно редко, даже примера сразу не приведу. Но зато его извращённый образ почти всегда присутствует в кассовых фильмах и в массовой литературе. Это так называемый второстепенный герой, он несерьёзный, неудачливый, всё время попадает в переделки и вообще всячески оттеняет образ главного героя, истинного Рэмбо (Тоже нашли Причину, мать их...). Бегемот же истинный герой-приколист, умный и изобретательный, в котором многие видят себя или, на худой конец, свой идеал. Ради его одного некоторые люди читают книгу. Задумайтесь над этим - один, всего один герой делает погоду всему роману (ну, для некоторых). Ещё, пожалуй, проведу одну параллель - Лукьяненко, трилогия Дозоров, Лас. (Кто читал поймёт, кто не читал, хм такие ещё есть?) Лично мне интереснее всего было читать главы с его участием, а чем он не современный Бегемот (В общих чертах). Ну, про остальных персонажей я говорить не хочу, они все яркое воплощение какого-то качества. Приведены что называется в чистом виде, чем и интересны. А, вот, кстати, информация к размышлению: уберите из первого Шрека осла, а из второго, осла и кота. Что получилось?
А вообще, эта книга не оставляет нейтральной оценки - её или любят, или нет. (Aelin) А вот это говорит об искренности автора (Кто не писал сам, может эту фразу не понять). О том, что он высказывается открыто, не таясь Бросает некий вызов. Хорошо это или плохо, каждый решает сам для себя. Перумова вот, после КТ одни боготворили, а другие били.
Это и сатира на СССР, и попытка исторического разбора казни Христа. (Скиталец Тьмы) Многоплановость, многопроблемность, разные стили. Автор не загоняет себя в какие-то определённые рамки. Ну вобщем широта мысли и анализ.
А какой там финал. (Snowfall) Ну это банально: без хорошего вступления, оригинального начала и не менее оригинального финала хорошего произведения не будет.
Одни люди читают М&М как от кормёжки до кормёжки. От одной главы с Понтием Пилатом до другой. Другие так же, только вместо Пилата - Бегемот. Третьи отыскивают скрытые тайники. Четвёртым важна сатира. Причём всё это расположено примерно в таком парядке: ABCDABCDABCDABCD. Для некоторых важно B для других D, а кому-то нравиться A и C. Но чтобы добраться до очередного B надо пройти через весь остальной спектр. На этом построены все компьютерные RPG игры. Игрок живёт от уровня (опыта) до уровня, но ведь это скучно, поэтому добавляется ещё и от одной клёвой шмотки до другой, но этого тоже мало, поэтому монстры постепенно меняют цвет
(Аллоды), нам дают новые, более интересные
квесты. И постепенно со всеми этими "подачками", игра интересна. И вот мы уже целый час получаем уровень, но не замечаем этого, ведь мы копим на броню, сменили меч на молот, спасли старуху, получив от неё наказ идти в город N, сейчас мы направляемся туда, там и башни выше, и стены красивей... Уловили ход мыслей. В Мастере и Маргарите эти "подачки" следуют постоянно и с как бы с разных сторон, они не однотипны, поэтому книга интересна. Здесь ещё имеет место эффект сериальности. По телеку крутят то же, причём не важно Санта Барбара это или Менты, принцип один - они создают какой-то интересный образ, и мы хотим узнать, что же с ним случится в другой раз, в какую ситуацию он попадёт и как выберется (тоже нашли Причину сволочи, хотя, за что это я их так, ведь я сам же хаваю). Вот точно также построена и эта книга, нам интересен образ Бегемота, или Иешуа, или ещё чего-нибудь, и мы читаем текст и ждём, когда же он появиться снова. Вот в чём суть, М&М нельзя просто любить, вы всё равно любите её за что-то. Причина друзья, причина, это не просто громкие слова. Она есть всегда, она рядом, она неподалёку, найти её крайне сложно, но она есть.
Кто знает причину - тот управляет миром. И это не просто громкие слова.
(Это сообщение закрывает топик о Мастере и Маргарите и открывает новый - "Феномен великих книг". Здесь прошу больше ничего не писать, а всех кто желает высказаться проследовать в новую тему).